В Дели в одном ресторане над рукомойником есть такая надпись: ,,Бог слишком большой, чтобы поместиться в одну религию".
Можно часто увидеть индусов в футболках с изображением Ганди с надписью: ,,Бог не имеет религии".
Смысл изречений в том, что Бог гораздо больше, чем любые условности религий.
Есть религии детские, есть религии взрослые. Детские религии считают, что истина принадлежит только им. Они верят в любые слова, которые написаны в их религиях. Все до единого слова считаются священными, поэтому - даже если слова получаются нелепыми - адептам приходится прикладывать большие усилия с целью сделать их более разумными.
Но чаще всего приходится говорить, что ,,это очень глубокий, зашифрованный символический смысл" - когда дело идет уже о совсем нелепых местах.
В то же время взрослые религии понимают, что все слова - это всего лишь путь к самому источнику.
Слова, помогающие сознанию добраться до своего источника.
А смысл религии в том, чтобы прийти к тому богу, у которого нет религии.
Но и взрослые религии, и детские религии не могут сказать, почему вообще существует всё? Почему существует карма? Почему существуют звезды, планеты разные существа? Почему вообще существует что-то? А не не существует ничего...
Детские религии отличаются от взрослых тем, что детские религии принимают палец, который указывает на луну, за саму луну. Взрослые религии всегда подчёркивают, что палец, который указывает на луну, это не сама Луна.
Также есть атеисты, которые видят палец в золотых перстнях, часы за $200000 на руке и поэтому говорят, что ,,все эти религии вообще бред".
В буддизме существуют учения абсолютного значения, которые обозначают именно то, что в них говорится. Это учение о пустоте подлинной природы ума, подлинной природы реальности.
Эти учения нельзя оспорить, потому, что они подтверждаются в опыте просветления. Этими учениями никак нельзя крутить, их нельзя как-то трактовать, их нельзя повернуть по своему, так, как нельзя, например, повернуть по своему наличие электронов, атомов и элементарных частиц.
Нельзя, например, сказать, что элементарные частицы выступают на стороне России против Украины или наоборот, на стороне Украины против против России.
А учения относительного уровня - это те учения, которые могут быть полезными.
В буддизме тоже существует большое количество таких учений. Например, огромное количество сутр, в которых Будда просто беседует с со своими учениками.
Часто эти сутры абсолютно сказочные.
Или Джатаки. Есть там, например, учение про альтруистического сострадательного попугая, который так переживал по поводу пожара в лесу, что носил воду в клюве и тушил этот пожар до тех пор, пока у него все перья не обгорели и он не погиб.
Но дело в том, что в буддизме не требуется, чтобы верующие скорбели по поводу смерти этого попугая, чтобы для него проводились молебны и так далее. Будда сам говорил, что ,,если вы верите в это и вам это приносит пользу, приносит вдохновение, то это хорошо.
Если вы считаете, что это просто полезный миф, то это тоже хорошо, тоже дает благословение.
Если вы считаете, что это всё просто сказки, то что поделаешь? Пускай будет так и вы можете переходить прямо к учениям абсолютного уровня".
Но дело в том, что к учениям абсолютного уровня довольно трудно перейти без благословения религии, потому что в религии есть свои инструменты, отрицая которые ты не можешь добраться до самого смысла.
В опыте мастеров Мадхьямики прошлого и мастеров наших дней можно услышать о том, что они много лет изучали Мадхьямику, много лет дебатировали, писали трактаты, но всё равно были не удовлетворены своим пониманием. Тогда они бросали это все, начинали молиться, медитировать, читать мантру Манджушри и Учение им, наконец ,открывалось.
Дело в том, что в детских религиях учения об относительном - или полезном - уровне считаются абсолютными.
Поэтому, например, очень многие христиане в мире на протяжении этих тысяч лет ломают себе голову, пишут огромное количество трактатов по поводу того, что такое, например, зверь под номером 666, что такое великая блудница, которая придёт во время Апокалипсиса и так далее. Если имеется какое-то непонимание чего-то в Священном Писании, они обвиняют себя, а не Священное Писание. Священное Писание абсолютно на 100 процентов право и, если они чего-то не понимают, то, возможно, ,,они грешны" или ,,у них недостаточно веры". В результате многие теряют веру, скорбят, отчаиваются и бросают всё.
Никому не приходит в голову, что, возможно, не было никакой блудницы и не будет зверя с номером 666. Что, возможно, автор этих слов был излишне воодушевлен или перевозбужден. Что огромное количество подобных апокалипсисов наговорено пациентами клиник - просто им не так сильно повезло.
Или учение о том, что ,,Господь решил отдать на распятие своего единородного сына и тем самым он ,,всех спас". Многие ломают голову по этому поводу и недоумевают - если он ,,всех спас", то почему все такие несчастные, замороченные и продолжают драться. И зачем он вообще отдал сына, почему он не мог это сделать по другому?...
А если они этого не понимают, то считают, что они ,, просто не доросли".
У христиан есть такое особое качество - они считают, что их учения очень высоки и поэтому ,,многие не доросли".
В буддизме такие учения считаются учениями относительного уровня. А учения относительного уровня существуют только для того, чтобы ты реализовал абсолютный уровень.
Абсолютный уровень - это сама природа этого относительного уровня, сам источник. Учения относительного уровня - просто инструмент, а не цель.
Чем ещё отличаются детские религии от взрослых?
Представители детских религий заставляют своих религиозных персонажей, как и саму религию, исполнять какие-то свои собственные пожелания.
Существует, например, идея, что они ,,являются носителями света и борются против демонов". И они заставляют Иисуса Христа быть за них.
Чего стоит одно только выражение
,,мы русские, с нами бог". С какой стати? Почему с русскими бог? Почему не с венграми или не с чувашами. Если он с русскими, то почему тогда русские такие несчастные, бедные и замученные?...
Но тут может выйти христианин с благолепным лицом и сказать: ,,кого бог любит, того он и наказует". Если так, тогда пусть так...
Во взрослых религиях можно убрать все беседы, все жития. Например, кто-то докажет, что Будда Шакьямуни никогда не существовал, что он сказочный персонаж и все эти сутры сплошная выдумка. Что никогда не летал сострадательный попугай и не носил в клювике воду, обжигая перья, чтобы потушить пожар в лесу. Будет доказано, что всё это сказки и ничего этого никогда не существовало.
Тем не менее останется само Учение. А само Учение Будды абсолютно реально, так же, как реальны электроны, позитроны и атомы.
В детских религиях человеческое преобладает над божественным.
Оно диктует божественному свои собственные права.
Например, если бородатые злые дети передрались в песочнице, то они могут перерезать друг другу горло под предлогом того, что кто-то где-то сжёг Коран.
Взрослый не будет злиться на детей.
Если бы те же тибетцы увидели, что кто-то плюет на статую Будды, то они не стали бы убивать его за это. Они сказали бы ,,але" и поцокали бы языком.
Представители детских религий ведут себя, как ребенок, которого побили в песочнице.
Например, ребенок говорит: ,,мой папа танкист. Он придет на танке и всех вас застрелит".
Поэтому сейчас танки идут с двух сторон и на них Иисус Христос. С одной стороны на них Иисус Христос, и с другой стороны на них Иисус Христос. А на самом деле, если бы был Иисус Христос, то он не был бы ни на одном, ни на другом танке.
Крутить и вертеть можно только относительной истиной. А абсолютной истиной нельзя крутить.
Нельзя сделать электроны и позитроны бесовскими или ангельскими. Они просто есть.
Когда религия зрелая, она понимает, что все вещи, которые говорятся о богах, все предписания, все заповеди даются только для того, чтобы, сняв покров иллюзии, добраться до сути этой абсолютной истины. Как отвечал Нисаргадатта на вопрос, что хорошо и что плохо :,, что приближает тебя к освобождению, к реализации своего подлинного я, то хорошо . Что удаляет - то плохо."
Для детских религий важно, чтобы их религия побеждала, как болельщикам Зенита важно, чтобы побеждал Зенит, а болельщикам Спартака важно, чтобы побеждал Спартак.
Может быть не так уж важно искать смысл в словах Апокалипсиса или в том, что бог отдал своего единородного сына. Может, это и не так. Но что останется в христианстве, если это убрать?
Конфуций сказал, что ,,очень трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если её там нет."
Конечно, благословение, заповеди - всё это есть во всех религиях.