13 января 1898 года знаменитый писатель Эмиль Золя в газете «Орор» публикует открытое письмо в адрес президента Франции, в котором обвиняет французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму капитана артиллерии Альфреда Дрейфуса. Письмо называется «Я обвиняю…!» («J’Accuse…!»).
В этом язвительном тексте, занимающем первую страницу популярной ежедневной газеты, всемирно известный писатель разоблачает махинации, связанные с судом над капитаном Альфредом Дрейфусом, ошибочно обвиненным в шпионаже, и оправданием военным советом тремя днями ранее капитана Эстерхази, настоящего преступника.
При этом 48-летний Эмиль Золя, богатый и уважаемый, сознательно идет на риск быть арестованным и осужденным за публичную клевету.
Его статья сразу же производит эффект разорвавшейся бомбы. На следующий день проходит подписание «петиции интеллектуалов» в поддержку писателя. Эта петиция является первой подобной в истории Франции.
Золя также получает активную поддержку со стороны Жоржа Клемансо, который ведет колонку в «Орор» после того, как «Панамский скандал» вынудил его покинуть парламент.
Панамский скандал – финансовый и политический скандал, разразившийся во Франции в конце XIX века во время строительства Панамского канала.
Искренне возмущенный, «обрушитель министерств» пользуется возможностью для своего политического возвращения, нападая, как обычно, на действующее правительство.
23 февраля 1898 года Эмиль Золя предстает перед судом присяжных и приговаривается к одному году тюремного заключения. Однако дело набирает обороты, и в обществе нарастает возмущение.
В августе происходит драматическое событие, которого никто не ожидал! Полковник Анри, расшифровавший записку, лежащую в основе дела Дрейфуса, обнаруживает новый документ. Но внимательное исследование выявляет множество странностей…
30 августа полковника вызывает военный министр, которому Анри признается, что подтасовывал факты. Его арестовывают, а на следующий день он кончает жизнь самоубийством в своей камере… благодаря «доброте» своих охранников, которые, вопреки обыкновению, оставили ему бритву, которой он и воспользовался.
Разражается скандал, и министр вынужден уйти в отставку, а его преемник соглашается на пересмотр дела Дрейфуса, освобожденного из тюрьмы.
Новый суд проходит в Ренне в бурной атмосфере.
9 сентября 1899 года военный суд вновь признает Дрейфуса виновным в государственной измене, но приговаривает его лишь к десяти годам заключения на основании «смягчающих обстоятельств».
Президент республики Эмиль Лубе 19 сентября объявляет о помиловании Дрейфуса, но бывший капитан требует полного оправдания.
Эмоции, вызванные этим делом, способствуют укреплению республиканских ценностей и возобновляют реализацию принципа полной секуляризации государства. После горячих парламентских дебатов 5 декабря 1905 года принимается закон об отделении церкви от государства.
Наконец, 12 июля 1906 года дело достигает своего эпилога, когда Кассационный суд отменяет решение от 9 сентября 1899 года. Дрейфус окончательно реабилитирован. 21 июля 1906 года во дворе Военного училища он производится в кавалеры Почетного легиона.
Пикар, которого Клемансо считает истинным героем «Дела» за то, что он рисковал своей карьерой во имя справедливости и чести, получает звание генерала и становится военным министром в правительстве «Тигра» (прозвище Клемансо).
Золя, после суда над ним бежал в Англию и вернулся во Францию в июне 1899 года после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстерхази, двух, помимо самого Дрейфуса, главных фигурантов этого дела.
Сегодня статья Золя «Я обвиняю…!» считается классическим шедевром газетной публицистики.
Дело закончится 4 июня 1908 года перенесением праха Эмиля Золя в Пантеон, усыпальницу выдающихся людей Франции, надпись на фризе которого гласит: «Великим людям – благодарное Отечество».
Александр ПАРХОМЕНКО