Иранский спецназ атаковал танкер со 145 тысячами тонн иракской нефти в Оманском море в ответ на прошлогодние действия ВМС США, захвативших тот же корабль в Южно-Китайском море в апреле прошлого года. Эта акция, наряду с нападениями йеменских хуситов, грозит серьезно подорвать торговлю нефтью через Персидский залив и Суэцкий канал
Акция мести иранского спецназа, как ее назвали СМИ Сербии, была проведена в Оманском море. За каких-то полчаса спецназ ВМС Ирана взял под свой контроль корабль и перевел его в порт Бандар-э-Джар. На «Сент-Николасе», который до прошлого года назывался «Суэц Райан» и работает в составе греческой компании «Эмпайр Навигейшн», в иракском порту Басра отгружено 145 тысяч тонн нефти, которую планируется отправить в Турцию через Суэцкий канал.
"После незаконных действий, связанных с Суэцем Райаном в апреле прошлого года, и хищения иранской нефти, танкер "Сент-Николас" был захвачен в знак возмездия по решению суда и направлен в иранский порт", - сообщило иранское агентство "Фарс ".
Пиратские действия США и Ирана
ВМС США захватили судно «Суэц Райан» в апреле прошлого года в Южно-Китайском море, и после нескольких дней неопределенности корабль резко изменил курс и направился в Техас, где было выгружено 800 тысяч баррелей захваченной иранской нефти. Власти Тегерана немедленно пригрозили возмездием, что вызвало серьезную обеспокоенность у судоходных компаний, транспортирующих нефть через Ормузский пролив. Пятая часть мировой торговли нефтью проходит через Ормузский пролив.
Способ, которым иранский спецназ атаковал «Святой Николай», странным образом напоминает последовательность событий 19 ноября, когда йеменские хуситы в Баб-эль-Мандебском проливе атаковали корабль «Галактика Лидер» и развернули палестинский флаг, прежде чем он был снят в порту Ходейда. Как и хуситы, иранский спецназ спустил корабль с вертолета на веревке и тут же прикрыл камеры наблюдения.
Йеменские коммандос захватили корабль, поскольку он принадлежит израильскому магнату Аврааму Рами Унгару, и операция была осуществлена вскоре после того, как «Лидер Галактики» прошел мимо корабля «Бехшад», плавучего шпионского центра Стражей исламской революции.
Заграждение в Красном море
Всего за день до иранской атаки на танкер «Сент-Николас» йеменские хуситы выпустили более 20 ракет и беспилотников по британским и американским кораблям, патрулирующим Красное море. "В общей сложности 18 беспилотных летательных аппаратов и одна противокорабельная баллистическая ракета были сбиты совместными действиями самолетов F-18 с авианосца "Дуайт Эйзенхауэр", американских кораблей "Грэйвли", "Мейсон", "Лабун" и British Diamond", - заявило Центральное командование США.
Практически в то же время йеменский генерал Яхья Саре пояснил, что эта атака является возмездием за гибель десяти йеменских боевиков, погибших в результате атаки американских вертолетов 31 декабря. Политический хаос и угроза нападения на корабли в Красном море заставили десять крупнейших судоходных компаний временно приостановить судоходство в этом море и перенаправить грузы и экипажи на 20-тысячный, или 44-дневный, более длинный и значительно более дорогой маршрут вокруг мыса Доброй Надежды.
Компания «СН Робинсон» (CH Robinson) уже отправила по Африке 25 судов, там же пойдет бельгийский танкерный флот «Евронав», тайваньский «Эвергрин», норвежский «Фронтлайн», немецкий «Хапаг Ллойд», датский «Maersk» и средиземноморский «EMS». Количество судов, проходящих через Суэцкий канал, уже на 40 процентов меньше, чем год назад, а ожидание прохода составляет как минимум две недели, то есть в два раза дольше, чем при обычных обстоятельствах.
Битва за господство на морях
Битва за господство на морях в ближневосточном регионе началась четыре года назад, когда Израиль запустил кампанию нападений на иранские корабли, перевозившие нефть и оружие по морю для многочисленных группировок, боровшихся с правительством в Тель-Авиве. Иран ответил менее заметными атаками, когда в мае 2021 года его ракета поразила контейнеровоз «Лори», принадлежащий израильтянам. Тогда обошлось без пострадавших и серьезного материального ущерба. Эти обстоятельства привели западную разведку к выводу, что иранцы не намеревались серьезно повредить корабль, а просто хотели дать понять, что они могут нанести ответный удар в любое время и в любом месте.
Израиль же предпринял серию атак на иранские корабли, чтобы предотвратить расширение военного влияния Тегерана и его попытки каким-то образом обойти блокаду экспорта иранской нефти, введенную США. Морской элемент ирано-израильского конфликта, по мнению аналитиков, является лишь частью более широкого фронта, который Тегеран разработал за последние пятнадцать лет с целью вооружить все ополчения и группировки, целью которых является уничтожение Израиля – от «Хезболлы» до Ливана, через многочисленные группировки в Сирии и Ираке, затем хуситов в Йемене, а также Хамас и Исламский джихад в секторе Газа.