("Успеть до полуночи", Midnight Run, 1988, США)
Если при упоминании имени Мартина Бреста вам тотчас вспомнился персонаж Тиля Швайгера из "Достучаться до небес", а не одноименный режиссер, это нормально, поскольку второй вот уж 20 лет, как ушел из кино. К тому же волей-неволей, но косвенно вы его при этом всё равно вспомнили. Ведь создатель "Достучаться..." Томас Ян сам признался, что назвал своего главного героя в честь именно режиссера Мартина Бреста.
На самом деле, конечно, Брест-кинотворец - человек уникальный.
Сняв в 80-е два из лучших боевиков той эпохи, "Полицейского из Беверли-Хиллз" и "Успеть до полуночи", в 90-е Мартин задрал свою творческую планку еще выше. И выдал сначала "Запах женщины", ныне культовую вещь, за которую Аль Пачино получил свой единственный пока Оскар, а потом "Знакомьтесь, Джо Блэк" с Питтом и Хопкинсом. Разве что эта картина - в свое время самый дорогой фильм Голливуда без спецэффектов, - получилась уже неоднозначной, в прокате показала себя плоховато и наград Бресту не принесла. Однако, судя по ее текущим рейтингам, особенно "кинопоисковому" 8,1, зритель "Джо Блэка" поныне любит и пересматривает наряду с другими лентами Мартина его "тепло-ламповой" поры.
А затем, в 2003-м, у него случился "Джильи", гангстерская мелодрама с Аффлеком и Лопес. Она же - бомбический 8-кратный кассовый провал с текущим рейтингом на IMDb 2,6 (Кинопоиск гораздо милосерднее - 5,3), и аж шесть (!) выигранных ею Золотых Малин. Включая даже столь уникальную, как "Худшая комедия за первые 25 лет существования награды".
Такого сокрушительного удара тонкая натура художника Бреста не пережила. Бросив в сердцах "Да пошли вы все, неблагодарные!", Мартин с гордо поднятой головой ушел не только из большого кино, но и из кино вообще. И чем он занимается сегодня, знают, наверное, лишь самые истовые его фанаты, да голливудские летописцы.
Однако вернемся к "Успеть до полуночи" - возможно, не самому хитовому боевику эпохи VHS, но всё равно заслужившему в итоге звание Классики Видеосалонов.
И по праву!
Пересматривать сегодня эту картину с круто отжигающими Робертом Де Ниро, Чарльзом Гродином и Джоном Эштоном, - особое ностальгическое удовольствие. Ибо за 36 лет она ну ничуть не устарела ни морально, ни технически, равно как и "Полицейский из Беверли-Хиллз", собственно. А после своей оцифровки стала еще ярче, громче и симпатичнее.
Итак, жили-были где-то на востоке своей звездно-полосатой родины два охотника за головами Уолш и Дорфлер (Де Ниро и Эштон). Жили не тужили, правда, и не дружили, поскольку жестко конкурировали друг с другом на поприще отлова всяческих преступников, беглецов из-под залога, нарушителей условий УДО, неплательщиков алиментов и прочих несознательных граждан. В процессе чего то Дорфлер как-нибудь "обует" Уолша в погоне за клиентом, то, наоборот, Уолш зарядит по-конкурентски Дорфлеру в табло, дабы тот им на работе не щелкал.
Так и трудились: весело, одухотворенно, с шутками-прибаутками, да со взаимными хуками-апперкотами.
И вот однажды выпала Уолшу на редкость крутая работенка. С жирным гонораром, но весьма срочная: поймать и доставить аж на другой край страны, в Лос-Анджелес, мафиозного бухгалтера по кличке Герцог. Который мало того, что украл у своих боссов нехилую сумму баксов, так еще и, будучи затем арестованным, сбежал из-под огромного залога, чем подставил своего поручителя. И на всё про всё Уолшу давалось 5 дней - ну а не успеешь, так не обессудь.
- Фигня вопрос! - ответил он. И ринулся на очередные приключения, облизываясь в предвкушении грядущей награды.
Вот только вопрос оказался отнюдь не фигней.
И если поймать Герцога Уолшу повезло без особых хлопот, то потом вдруг выяснилось, что вороватый бухгалтер позарез нужен не только залоговому поручителю, но и ФБР, и, естественно, мафии. А в итоге - еще и Дорфлеру, коего направили вдогонку за Уолшем, когда тот вдруг взял и... потерялся от всех вместе с Герцогом!
Как так случилось? Да по довольно неожиданной причине, ведь гений бухгалтерии, как выяснилось, страдал аэрофобией и ударился в крик да панику, едва Уолш сел с ним в самолет. После чего, разумеется, их обоих сняли с рейса и...
И что же дальше?
...А дальше им обоим придется пересекать Америку с востока на запад исключительно сухопутным транспортом, на который, к счастью, у Герцога аллергии не было. Что в теории за 5 дней тоже было вполне осуществимо. Только при условии, что вас не пытаются схватить фэбээровцы с конкурентом, и убить - вездесущая мафия.
Короче говоря, путешествие намечалось залихватское, по всем канонам иронично-боевого "бадди-муви". Так что скучать во время него не придется ни Уолшу с Герцогом, ни тем более нам, зрителям.
***
В общем, так-то оно понятно, что ностальгировать по творчеству Мартина Бреста лучше всего, пересматривая "Запах женщины" и "Знакомьтесь, Джо Блэк" - кто бы спорил.
Однако и боевиковое творчество Бреста по сей день чудо, как хорошо. Что нам лишний раз и доказывает "Успеть до полуночи" - невероятно обаятельный фильм, где абсолютно всё на своем месте и нет ничего лишнего, а теми паче занудного.
Чистый искренний кинокайф, - что еще к этому добавить?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):