В новой книге королевского биографа Роберта Хардмана, автор с большим уважением к королевской семье, детально раскрывает новые подробности последних дней Елизаветы II.
К уже известному, Хардман добавляет очень важное уточнение, что несмотря на серьёзность ситуации, никто не думал, что это конец. У королевы уже было резкое ухудшение в 2021 году и тогда семья думала, что она не доживёт до Рождества, была такая неловская ситуация, когда люди прощаются навсегда, а потом спустя две недели встречают человека в относительно добром здравии.
В этот раз королева была полна решимости приехать в Лондон и председательствовать при отставке одного премьер-министра и назначении другого: "Она подумала, что это более уместно, чем тащить двух занятых политиков в Шотландию и обратно" - говорит один из бывших чиновников дворца.
И только к концу августа её планы поменялись, как и мнение врачей. Тем не менее, буквально за два дня до своей смерти, она была на ногах, принимая бывшего и нового премьеров. Несмотря на то, что здоровье королевы вызывало озабоченность, не было никаких признаков того, что ситуация в Балморале вот-вот резко ухудшится. Однако в частном порядке принцу Чарльзу нужно было принять решение.
Должен ли он продолжать заниматься обычными делами или бросить все и отправиться в Балморал утром? Это был непростой выбор. Принц прекрасно понимал, что второй вариант вызовет тревогу в правительстве и средствах массовой информации, а также мгновенно нарушит спокойствие в Балморале.
Была ещё одна важная причина - королева, как и её супруг принц Филипп, не любила очередь из сочувствующих родственников, стекающихся к постели больного. Совокупность личных и государственных причин привела к тому, что многие решения принимались буквально в последний момент.
Рядом с матерью была только принцесса Анна, что тоже было случайностью, она находилась в Шотландии в связи с благотворительными мероприятиями, её сын Питер Филлипс тоже был там, он собирался устроить охоту и вечеринку для друзей. Из придворных присутствовали дежурная фрейлина Сьюзан Роудс, королевский конюший подполковник Том Уайт, костюмер и наперсница королевы Анджела Келли.
Только утром 8 сентября Анна позвонила Чарльзу, тоже находившемуся в Шотландии по делам, и сказала немедленно приехать. Конюший королевы позвонил секретарю принца Уильяма и сообщил, что у королевы была "плохая ночь". Позже сам Чарльз позвонил братьям и сыновьям и предложил приехать.
По случайности принц Гарри и Меган Маркл в это время находились в Великобритании с благотворительной поездкой. Сам принц в своей книге рассказывает, что ему позвонил отец и предупредил, что здоровье королевы "пошатнулось". "Я немедленно отправил сообщение Вилли, чтобы спросить, прилетят ли он и Кейт. Если да, то когда? И как? Ответа нет", - пишет Гарри. "Мы с Мэг рассматривали варианты перелета".
Принц Уильям не счел это подходящим моментом для чрезвычайно трудного разговора, который ему предстояло провести со своим младшим братом. Несколькими неделями ранее широко сообщалось, что Гарри откладывает публикацию своих будущих мемуаров до смерти королевы. Вести диалог в ситуации когда неизвестно содержание было трудно. Не было забыто и интервью Опре Уинфри, в котором Сассекские намекали на институциональный расизм и плохое отношение к Меган. "Некоторые члены семьи, вероятно, были готовы высказать ему свое мнение" .
"Это была именно та ситуация, когда разные королевские команды разговаривают друг с другом, чтобы добиться успеха. Если бы Сассексы так хотели лететь одним рейсом, они могли бы попросить своих сотрудников связаться с командой принца Уильяма. "У них были все цифры", - говорит старший помощник Кенсингтонского дворца, который непреклонен в том, что в то утро из команды Сассексов не звонили.
Гарри и Меган решили самостоятельно организовать поездку и объявили, что отменяют свои оставшиеся встречи на этот день. В этот момент, пишет Гарри в своих мемуарах, ему снова позвонил отец и сказал, что он должен приехать один.
Чарльз с ужасом отнёсся к этому звонку, пишет автор. Способность Сассексов обижаться была хорошо известна, и все понимали, что любой разговор может стать достоянием общественности — как, собственно, и произошло три месяца спустя.
В своей книге Гарри говорит, что отец был неуважителен, когда объяснял, что не хочет, чтобы Меган приезжала в Балморал. "Я этого не потерплю. Никогда не говори так о моей жене", - ответил принц.
В этот момент его отец объяснил, что просто не хотел, чтобы в доме было много людей, и что герцогиня Кембриджская тоже не приедет. "Тогда это все, что тебе нужно было сказать", - ответил Гарри.
Потом принц пропустил все доступные рейсы и опоздал даже к официальному сообщению о кончине королевы.
Хардман пишет, что хорошо, что Гарри не знал об истинной причине отсутствия Кейт. Её никто не просил держаться подальше. У детей начался новый учебный год, и они решили, что один из родителей должен быть с детьми. Тем более, что ситуация была такова, что никто не знал, что это действительно ВСЁ! Все думали, что счёт идёт на дни, но не на часы. Поэтому, побыв с матерью, Чарльз ушёл собирать грибы, оставив её под присмотром Анны, Анджелы Келли и капеллана королевы, читавшего отрывки из Библии. Даже постоянного медицинского наблюдения не было. Когда вызвали врача и он добрался до комнаты Елизаветы, ему оставалось только констатировать неизбежное - королева ушла мирно, во сне, без боли.
Первым долгом личного секретаря сэра Эдварда Янга было предупредить нового монарха, прежде чем это успел сделать кто-либо другой. Не было и речи о том, чтобы ждать, пока машина подъедет к Балморалу.
"Представьте, если бы по пути произошел какой-нибудь несчастный случай или задержка", - объясняет один высокопоставленный чиновник. "Было важно, чтобы новому королю сообщили раньше всех".
Несколько минут спустя он подъехал к замку, где королевская принцесса ждала, чтобы приветствовать своего брата как короля.