Британский актер Джерард Батлер в последнее время специализируется на амплуа специальных и секретных агентов. И весьма удачно. И совсем не случайно.
Вот смотришь на Батлера и видишь специального агента, или секретного. Во всем агент. Фигурой агент – мощной, сильной. Лицом агент – волевым, брутальным. Глазами агент – внимательными, честными.
«Падение ангела» - один из моих любимых фильмов с Джерардом Батлером, в котором он играет роль агента из охраны президента.
Фильм напряженный, интенсивный, с юмором, в меру нереальный в погонях и драках, в меру антагонистичный, в меру патриотичный, в меру геройский. Словом, хорошего качества стандартный боевик.
К просмотру "Беглеца", нового фильма с Джерардом Батлером в роли секретного агента, я приступала с предвкушением примерно такого же удовольствия, с каким смотрела фильм «Падение ангела».
Завязка обещала напряженный сюжет. Секретный агент Том (Джерард Батлер) после успешного выполнения диверсии на ядерном объекте в одной арабской стране посылается с той же миссией в другую. Другая страна – это непрерывно воюющий Афганистан.
Дело, явно, трудное, но тем-то и интереснее! Но не тут-то было. Миссия проваливается, не начавшись. Причина – некий источник из военных кругов слил информацию о секретных агентах и их целях некой отважной журналистке, работающей в стране взорванного ядерного объекта.
Журналистку отлавливают спецслужбы страны, и теперь уже она сливает имена секретных агентов в обмен на жизнь. Своя рубашка ближе к телу.
Секретный агент Том раскрыт. Вместе с ним и приставленный к нему переводчик Мохамед («зови меня Мо»). Мо из местных, но бежал в свое время за границу, поэтому не патриот, поэтому в опасности.
Два больших начальника за много сотен километров от места действия наблюдают на большом экране за развитием событий и размышляют, что делать с теперь уже несекретным Томом. «Бросим», - спокойно предлагает один. «Нет», - перечит ему другой. – Надо Тому дать шанс, он выкрутится».
Шанс для Тома и его переводчика – военный борт, который по счастливому совпадению направляется в Кандагар. Условие получения шанса – преодолеть 600 км за 30 часов.
Прибыть надо точно ко времени посадки борта, потому что взлетит он ровно через минуту после приземления. И это не все условия заезда на время.
Агенту Тому и его переводчику надо уворачиваться не только от препятствий в виде разных боевых группировок, контролирующих свои территории, но и от не менее ловких недружественных агентов. И они уже вышли на их след. Уже почти наступают на пятки.
Вот, сейчас начнется, думает зритель, устраиваясь в кресле. С таким крутым замесом сюжет будет точно первоклассным блюдом. Но это если варить умеючи. А если неумеючи, то даже деликатесные ингредиенты можно превратить в неудобоваримое месиво. Так и получилось с «Беглецом».
В принципе, сюжет фильма можно описать парой слов. Они едут, бегут, идут. Агент Том отстреливается. Переводчик Мо глупит.
В сюжете ноль приправ. Только соль сожаления. Само действо разворачивается, как медленно булькающее варево.
"Бульк" – и Том с Мо выдвигаются с места дислокации в Афганистане. За ними немедленно увязывается агент из страны взорванного объекта. Он на машине.
Другой агент- из соседствующей с Афганистаном страны тоже на подходе. Он на мотоцикле. Ему-то что надобно? Захватить Тома и дорого продать.
Оказывается, в теневом мире спецслужб процветает АгентоТорговля. А если не получится, то. придется уменьшит мир агентов на одну живую единицу.
Обнаружив «хвост», Том озаряется мыслью поменять машину и сворачивает с главной дороги на рынок.
Поменяв (умыкнув у кого-то из торгашей) машину, Том выезжает с рынка той же главной дорогой, что и въехал, и почти лоб в лоб сталкивается с агентом из страны взорванного объекта.
Спрашивается, и зачем же надо было менять машину? Начинается погоня по пыльным дорогам, в которой Том и Мо «обрубают хвост».
Наступает время булькнуть сюжету. У машины спускает колесо. Том велит Мо менять колесо, а сам встает в дозор. У Мо с колесом дело не залаживается и он выпаливает правду, зачем он вообще здесь находится.
Он прибыл не Тому помогать, а искать пропавшую сестру, поэтому, давай, Том, пока, пока…
Мо решительно направляет туда, не знаю, куда. В общем, куда-то прямо. Без оружия, машины, на территории, кишащей боевиками.
И тут так кстати раздаются выстрелы нагнавшего Тома и Мо агента на машине. Том отстреливается. Резко возвернувшийся Мо резво меняет колесо, и беглецы снова уходят в отрыв. И тут заканчивается бензин. Но это еще не "бульк".
Надвигается ночь. Том и Мо укрываются в пещере и ведут душещипательную беседу. Вот теперь "бульк". Агент на машине поменял четыре колеса на два винта. Вертолет зловещей птицей (или жуком?) кружит над укрытием Тома и Мо.
Из вертолета выпрыгивает несколько человек, которые, становятся легкой мишенью для Тома, все видящего в темноте через специальный глаз-прибор.
На земле угрозы уничтожены. Осталась «птичка» в небе. Агент Том делает из Мо приманку и, когда, вертолет на нее «клюет», встает в полный рост на открытом участке и сбивает вертолет. А можно было и из укрытия. Зачем в полный рост? Может, для устрашения? Или для красоты силуэта в лунном свете?
Светает. Том и Мо шагают по пустыне, не зная, что их нагоняет агент на мотоцикле. И он очень упорен. За поимку Тома ему обещан перевод в цивилизованную Европу. Есть, ради чего пыль глотать.
Но из облака пыли появляется вовсе не он, а некие люди на машинах. «Поднимай руки», - советует Том Мо.
Беглецов захватывают боевики таджикского происхождения. Их лагерь производит гнетущее впечатление. В нем много расстрелянных людей. Но, вот удача! Главарь боевиков и Том – давние знакомые.
Том делится задачей марш-броска до Кандагара, и главарь с радостью соглашается помочь машиной. И тут мы слышим «бульк».
Мо узнает в главаре предводителя группировки, что разрушила селение, в котором жил Мо с семьей и убила его сына. Праведный гнев закипает в Мо.
А когда гневу кипеть, как не сейчас, в таких подходящих условиях, когда оба беглеца находятся в руках боевиков в их лагере, в подчиненном и зависимом от них положении? Лучших обстоятельств и помыслить нельзя.
Гнев Мо выплескивается наружу и трансформируется в обличительную речь и в драку Мо и главаря. Но дело улаживается. Почти. Машина выдана. Том и Мо уезжают.
Главарь не мешкая набирает номер на телефоне. А что? Почти не считается. Агент Том и Мо по наводке «друга-таджика» снова в плену у каких-то боевиков.
Тут без церемоний. Вместо угощения раздают зуботычины и тумаки, говоря деликатным языком. Неужели все кончено?
Нет. Следующий «бульк» на подходе. И это некто Роман, некий агент, пославший Тома на задание в Афганистан. И не один, а с неким афганским спецназом. Спешит на выручку.
Под пулеметные и прочие «шумки» Том, Роман и Мо покидают место заварушки и выезжают на дорогу на Кандагар. Вскоре за ними увязывается грузовик.
Рядом с водителем – агент, что был на мотоцикле. Сам мотоцикл в кузове. Завязывается перестрелка. Пули сыплются градом, но все живы. Ни с того, ни с сего Роман вылезает по пояс из автомобиля и делает из себя мишень.
Именно так обучают агентов действовать? Подставлять себя под огонь? Наверное, не в том классе Роман учился, поэтому и оказался на дороге, продырявленный пулями.
Зато Том и Мо уже мчатся вдоль забора летного поля, но рано, рано завитала в их сердцах надежда. Агент на мотоцикле, в отличии от Романа, неожиданности научился делать для других.
Он уже на холме на двухколесном «друге», он дает отмашку и десятки боевых машин мчатся к автомобилю Тома и Мо.
И вот тут происходит самый зрелищный и невероятный «бульк». Ракета врезается в машину Тома и Мо. Транспорт переворачивается и горит.
Но горит он сам по себе, а Том и Мо в нем тоже сами по себе, где-то в параллельном мире или кадре.
Оба живы, не ранены. Оба выкарабкиваются наружу и обнявшись и почти плача, просят друг у друга прощение.
Агент на мотоцикле наблюдает за подбитой машиной, за выжившими Томом и Мо, и он взбешен. «Он мой!», - кричит агент, останавливает боевые машины и дает по газам. Но и агент Том взбешен. Вот прямо перед воротами летного поля подбили!
Агент на мотоцикле соскакивает с мотоцикла. Агент Том выпрыгивает из-под машины.
Оба мчатся навстречу друг другу и стреляют друг в друга по прямой. Просто дуэль в духе Дикого Запада с поправкой на современность. Агент с мотоцикла падает. Боевые машины срываются с места.
«Нет, ну я так не могу», - говорит тот высокий начальник, что предлагал дать агенту Тому шанс.
Да, да, оба высоких начальника наблюдали за драматическим действом через большой экран за много сотен километров от Афганистана словно за реалити-шоу или за дикими животными, в жизнь которых категорически нельзя вмешиваться.
И ничего не предпринимали. Но тут что-то дрогнуло на их бесстрастных лицах.
И тот, кто был за шанс для Тома, со словами «А, пусть увольняют» дает команду, на которую вроде как не имеет полномочий, ударить по машинам боевиков из боевых дронов.
Степь полыхает взрывами. Том и Мо добираются до летного поля и садятся в самолет. Борт круто взлетает.
Агент, что был на мотоцикле, провожает взглядом самолет, уходящий в небо и в сторону манящей его цивилизации. Эх, и почему он не на нем!
Тут -то можно было и заканчивать, но создатели фильма не удержались от последнего приторно – слащавого «булька».
Агент Том обнимает дочь, которой обещал приехать на выпускной и приехал! Мо обнимает жену, которая уже не чаяла увидеть мужа, а вот увидела! Финал просто на уровне сцены из немого кино начала 20 века.
Не увлекательно. Не интересно. Надуманно. Нелогично. Шаблонно. Без интриги. Без героев. Так, некие действующие лица что-то там действуют.
Во всем этом неудобоваримом месиве второстепенная роль агента на мотоцикле (актер Али Фазал) оказалась единственным ингредиентом со специфическим вкусом и ароматом.
На фоне капюшонов и балахонов он выделяется почти щегольской байкерской одеждой - черная кожа, черный мотоциклетный шлем.
В его действиях и словах прослеживается характер и развитие образа. Два эпизода с его участием стали, пожалуй, единственной смысловой нагрузкой фильма.
В первом эпизоде агент останавливается рядом с мальчиком, наблюдающим за дорогой. Показывая фотографию агента Тома, он спрашивает, не видел ли мальчик этого человека?
В ответ на вопрос мальчик выдает список всего оружия, которым его научили владеть во имя Аллаха. А читал ли ты Коран, спрашивает агент мальчика. И мальчик молча опускает глаза в землю.
В другом эпизоде агент просит своего босса перевести его после выполнения задания в Афганистане в Европу. Почему, звучит вопрос. Потому что эта вечно воюющая страна напоминает разлагающийся труп, звучит ответ.
Два характерных вопроса и два характерных ответа в тон событиям последнего времени в разных уголках мира.
Так что, и в куче бессмысленной шелухи порой встречаются здоровые зерна разума.
Спасибо за внимание к каналу и подписку.
Возможно, вас заинтересует:
«Неудержимые-4»: полный провал всех маневров по захвату зрителя
Самая, пожалуй, нелепая роль Джейсона Стейтема в его карьере
«Джон Уик»: раз, два, три, четыре, пять – выхожу опять стрелять…