Единственный железнодорожный вариант попасть из СПб в Полоцк (без пересадки в Витебске) калининградский поезд, по-своему уникальный. За 27 часов полного пути от Балтики до Балтики он:
- 3 раза меняет направление движения (Новгород, Витебск, Полоцк)
- 3 раза пересекает границу
- Проходит 3 государства, что для сегодняшних поездов РЖД уже в диковинку
Ещё одна уникальность поезда 79/80 в том, что он теперь пущен с Московского вокзала вместо традиционного Витебского, что было до этого логично на протяжении лет 20 (ну или примерно с того момента, как окончательно уничтожили Петербурго-Варшавскую железную дорогу и соответственно Варшавский вокзал).
Вроде бы с Витебского вокзала сейчас не такой уже громадный трафик, калининградский поезд пустили с Московского во-первых, чтобы можно было быстро и комфортно закинуть желающих из СПб в Новгород с не слишком раннего утра, во-вторых , чтобы подобрать из Господина Великого пассажиров, следующих в Калининградскую область, Беларусь и Литву.
Итак соединяется он с главного хода Октябрьской железной дороги (СПб-Москва) до Петербурго-Витебской сначала через однопутную электрифицированную Чудово-Новгород, затем через глухоманную тепловозную линию Новгород - Батецкая, последняя особенно привлекательна своей экзотикой, да ещё и на поезде дальнего следования.
Вагон самый обычный плацкартный, место боковое, спать за 14 часов не собираюсь, т.к. есть занятия и поинтересней. Внутри в разных отсеках присутствуют аж 2 собачки!
Сразу вспоминается стихотворение С.Я. Маршака про даму, которая сдавала в багаж в том числе и маленькую собачонку. Там же у Самуила Яковлевича, на сколько я помню, фигурирует и станция Дно, конечно будет она и в этом посту, а как же!
Ну что же: отправляемся из Питера в 10:13 утра, впереди ещё увлекательный световой день на магистралях Октябрьской железной дороги и немножко на Беларускай чыгунке (но это уже в темноте).
От Питера до Чудово особенно ничего интересного не предвидится, что там смотреть: встречные Сапсаны и питерские пригородные электрички.
В районе Колпино двигаемся вообще с черепашьей скоростью. После совсем чуть-чуть разгоняемся, по восточную сторону можно лицезреть грандиозные сооружения СИЗО вторых Крестов, перенесенных сюда с Арсенальной набережной.
В Чудово безо всякой остановки уходим на однопутную Новгородскую линию и к 12:40 прибываем в славный древний город.
Стоянка здесь почти час, для смены не только направления движения, но и электровоза на теплый ламповый тепловоз ТЭП-70. Вот он:
Да 79-й поезд ещё ко всему прочему соединяет два очень древних города Руси Новгород и Полоцк.
Интересно, что сам ЖД вокзал Новгорода и прилегающие постройки сделаны в едином стиле под старину. Жаль, что основные древние артефакты города далеко от станции.
А вот прилегающий автовокзал в форме унылой стеклянной коробки
Расписание пригородных и дальних поездов не слишком обширное. Но что поделать, станция то тупиковая несмотря на 3 направления. Интересны конечные пункты маршрутов: Новолисино и Обухово, до вокзалов решили не дотягивать.
Ладно едем далее под тепловозом до самого Полоцка. Линия Новгород-Батецкая, здесь я проезжаю впервые.
Кстати рядом со мной на боковом месте никто не соседствовал, так что была комфортная возможность при смене направления пересаживаться по ходу движения (в Новгороде и Витебске).
Фоткаем знаковое место - соединение с Петербурго-Витебской магистралью. Далее едем по давно знакомой дороге.
Едем дальше от Батецкой в Дно. В Бахарево поезд останавливается, чтобы пропустить своего близнеца номер 80 Калининград - СПб. А вот в Кчерах наоборот нас пропускает Ласточка под ТЭП-70 Псков-Петрозаводск. Жаль не успел заснять. Тоже достаточно интересный вариант из нынешних железнодорожных маршрутов.
По мосту проезжаем дорогу Бологое-Дно-Печоры. Да, когда-то по ней курсировали и ПДС в Эстонию. Сейчас возможно только редкие грузовые.
Вот оно Дно, узел четырех направлений и множества дальних поездов (когда-то в древности). Как там у Маршака:
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
В Дно стоянка 17 минут, есть время, чтобы выйти размять косточки, а кому-то и выгулять питомцев.
Едем далее, до Беларуси остаётся 5 часов езды, потихоньку темнеет. В Новосокольники с их синим вокзалом прибываем в 19:35.
Здесь тепловоз, ведущий нас из Новгорода меняют на белорусский
В Новосокольниках надо обязательно сходить и посмотреть на светящиеся ручные стрелки, раз уж темнота и так подфартило:
В начале десятого часа тихонько прошли Невель, я даже не заметил. Да и пограничников никаких не было, как в Смоленске при езде из Москвы в Беларусь.
В Витебске стоянка 30 минут, здесь же опять меняют направление движения, но локомотив тот же. Есть время зайти на вокзал, благо состав стоит на первой и единственной высокой платформе.
Внутри витебского вокзала (ну в смысле вокзала города Витебска😁) надписи и голосовые объявления на беларускай мове, тишина и монументальная ухоженность.
Из Витебска отправляемся в 23:16 и в Полоцке в 00:38. Поезд в очередной раз меняет направление и двигается в сторону Молодечно и Литвы. А для меня это на сегодня конечная станция.
Видео поездки: