Найти в Дзене
ChillMotion Studio

Технологии оборудования для захвата движений

Оглавление
Роберт Дауни Младший на съемках "Железного Человека"
Роберт Дауни Младший на съемках "Железного Человека"

В современной индустрии развлечений мокап выступает как неотъемлемый инструмент, придающий виртуальным мирам не только форму, но и ощущение живого присутствия.

От оптических и инерционных систем до гибридных и технологий с датчиками глубины, и с недавнего времени искусственного интеллекта, мокап раскрывает уникальные способы цифрового воплощения актёрской игры и производства анимации.

Давайте погрузимся в захватывающий мир технологии захвата движения, рассмотрим функционал различных систем и обсудим их отличие.

Подготовьтесь к увлекательному погружению в технологию, где реальность становится основой для виртуального искусства.

Разнообразие технологий захвата движений

Энди Серкис на съемках "Властелин колец"
Энди Серкис на съемках "Властелин колец"

Технология мокапа начинала с простых ограниченных общих движений, а современные системы могут точно регистрировать тонкие движения лица, рук и пальцев, создавая "захват актёрской игры" (Pcap).

Это расширяет возможности захвата, включая мимику и липсинг (Липсинг- от англ. lips — губы. Это процесс синхронизации движений губ с произносимыми звуками, используемый, например, в кино, анимации и музыкальных видеоклипах

При выборе Pcap-системы важно учесть стоимость, обучение пользование программой и обработку данных для достижения максимальной эффективности и предотвращения возможных сложностей.

Оптические системы (Маркерные)

В оптических системах мониторинга движений применяют камеры, которые захватывают и отслеживают маркеры на теле актёра, определяя трёхмерные координаты каждого маркера несколько раз в секунду. Маркеры могут быть активными (излучающими свет) или пассивными (отражающими свет).

Однако оптические системы, независимо от типа маркеров, обычно требуют большого количества камер, что может сделать их дорогими и неудобными в использовании.

Оптические системы, ориентированные на лицо, обычно требуют 1-2 камер, но часто включают в себя массивные шлемы, что может быть неудобным для актёрской игры. Пример хорошей анимации это сцена поцелуя с игры "The last of us 2". Их губы соприкасаются в нескольких местах, нос Элли правдоподобно изгибается при контакте, Элли даже покраснела в конце.

Поцелуй Элли и Дины с игры "The Last of Us Part 2"
Поцелуй Элли и Дины с игры "The Last of Us Part 2"

Примеры оптических систем захвата движения:

Инерционные системы (Безмаркерные)

пример инерционной системы захвата движений костюм Xsens
пример инерционной системы захвата движений костюм Xsens

Инерционная система, или IMU, представляет собой комплект компактных датчиков, которые включают в себя: гироскопы, магнетометры и акселерометры.

Эти системы не способны точно определить свою позицию в трёхмерном пространстве XYZ; вместо этого они основаны на данных о движении.

В пример можно привести систему Xsens, которая основана на инерциальных измерительных единицах (IMU), которые непосредственно измеряют ориентацию, а не положение. По этой причине точность расположения датчиков не имеет большого значения. При выполнении калибровки в программном обеспечении MVN ориентация каждого датчика будет совпадать с ориентацией каждого сегмента тела.

Костюм Xsens
Костюм Xsens

Это может привести к появлению позиционного "дрифта" со временем, (чем как раз и грешат данные системы) оказывая влияние на точность определения расположения актёра в трёхмерном XYZ-пространстве. Отсюда и разница в стоимости, если сравнивать две системы Rokoko и Xsens у последних будет меньше "дрифта", а значит не так часто нужно будет проводить калибровку системы.

Примеры инерционных систем захва движения:

Гибридные системы

костюм OptiTrack
костюм OptiTrack

В гибридных системах используют портативные устройства "шайбы", которые объединяют в себе инерционное и оптическое отслеживание, обеспечивая одновременный контроль за инерционными и оптическими данными. Которые обеспечивают точность и портативность

Примеры гибридных систем захвата движения:

Гибридные системы с гибридизацией на уровне датчика

В системах этого вида интегрируют оптическое отслеживание и инерционные измерения (IMU) внутри датчика.

Например, комбинированный использованием инерционного костюма Xsens и VIVE Tracker может улучшить точность отслеживания движений. Про VIVE Tracker у нас уже есть статья

Гибридные системы с гибридизацией на системном уровне

В таких системах объединяют инерционные костюмы и оптические маркеры, предоставляя дополнительные данные о позиции.

Системы с датчиком глубины и использование искусственного интеллекта

Cubic Motion Persona HMC
Cubic Motion Persona HMC

Системы с датчиком глубины, примером таких систем могут быть камеры от Kinect. Они часто применяются для трёхмерного захвата форм и лицевых движений.

Эти системы обеспечивают детализацию лицевых движений и могут оптимизировать процесс создания виртуальных персонажей, включая лицевой риггинг.

Искусственный интеллект использует изображения с камер для преобразования движений актера в анимацию. Он анализирует позы и движения актера, обучается на основе этих данных и затем создает анимацию, имитируя реальные движения.

Примеры систем с датчиком глубины:

  1. iPhone X с приложением LIVE Face
  2. Cubic Motion Persona HMC

Примеры с использованием ИИ:

  1. Rokoko Vision
  2. DeepMotion
  3. Move Al

Система захвата лицевых движений

пример захвата лицевых движений
пример захвата лицевых движений

Для захвата лицевых движений используются оптические системы и с датчиком глубины ( камеры с датчиком глубины)

Оптическая система точнее, но требует маркеров на лице, что занимает время и может вызывать проблемы при резких движениях.

Шлем с камерой перед лицом - распространённый вариант, но может отвлекать актёра. об этом мы писали ранее, про захват движений в игре "The last of us 2"

Для статичных позиций или захвата без шлема можно использовать систему, например, Medusa от Disney

Система захвата лица Medusa, разработанная DisneyResearch | Studios, состоит из мобильного устройства с камерами и светом в сочетании с фирменным программным обеспечением, которое может реконструировать лица актеров в полном движении без использования традиционных точек для захвата движения.

Примеры систем захвата лицевых движений:

  1. Faceware
  2. Nimble

Системы захвата движений рук и пальцев

перчатки optitrack
перчатки optitrack

При выборе системы захвата движений рук определите, насколько важен точный захват движений отдельных пальцев.

Большинство мокап-систем поддерживают базовые движения, но для детализированного отслеживания пальцев могут потребоваться дополнительные устройства, такие как перчатки с инерционными датчиками или тензометрическими сенсорами.

Перчатки для захвата движений рук содержат датчики, такие как акселерометры и гироскопы, которые измеряют движения и ориентацию пальцев. Полученные данные передаются по беспроводному каналу на компьютер, где специальное программное обеспечение интерпретирует их. Это позволяет использовать перчатки в виртуальной реальности, анимации и других областях, где важно точное воспроизведение движений рук.

Примеры систем захвата движений рук и пальцев:

  1. VR перчатки Rokoko Smartgloves
  2. MANUS OptiTrack Gloves
  3. Manus Xsens Metagloves
  4. Перчатки Senso Glove DK3

Вывод

Конечно же выбор mocap систем захвата актёрской игры может потребовать времени, это усилие окупится, когда вы подберёте систему, соответствующую вашим задачам и бюджету.

С полным пониманием функционала систем захвата позиции, позы, движений лица и пальцев, а также учитывая разницу в стоимости оборудования, вы сможете принимать обоснованные решения по мокап-проектам.

Мы рассказали о существующих системах на данный момент, но стоит помнить, что рынок постоянно эволюционирует.

Радует то, что эти передовые технологии становятся более доступными для разнообразных проектов и бюджетов.

Для более подробной информации подписывайтесь на наш канал в дальнейшем об каждой системе мы расскажем более подробно. Не упустите возможность узнать больше о последних тенденциях и интересных разработках.