Найти тему
Газета 「Солипсист」

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ВЕКА

Майкл Муркок

Редакционная статья для первого отредактированного Муркоком номера журнала "Новые миры" (1964)

В недавней передаче Би-Би-Си Уильям Берроуз, скандальный американский автор книги “Разговоры мертвых пальцев”, сказал примерно следующее:

"Если писатели хотят описывать передовые технологии космической эры, они должны изобрести столь же передовые методы письма, чтобы правильно с ними обращаться".
Журнал "Новые миры", в котором была размещена данная статья Муркоком
Журнал "Новые миры", в котором была размещена данная статья Муркоком

Собственные методы письма Берроуза столь же захватывающи — и столь же актуальны для нашей нынешней ситуации — как и последнее открытие в ядерной физике. Его методы сами по себе являются научной фантастикой, и многие темы, которые он рассматривает, термины и образы, которые он использует, сразу же становятся знакомыми читателю научной фантастики. Его антиутопические государства, где граждане контролируются фантастическими методами промывания мозгов, его ссылки на полицию Терминала, город Интерзона, Министерство психической гигиены и т.д., последние строки “Билета, который лопнул” (Olympia Press): "Горный ветер Сатурна в утреннем небе... Утомлен смертельной травмой – тогда всего хорошего…", название его будущей книги "Экспресс «Сверхновая»" - все это дает некоторое представление о близости его работы к фантастическим произведениям таких разных писателей, как Джордж Оруэлл, Альфред Элтон ван Вогт и Джеймс Грэм Баллард. И в некотором смысле его работа — это научная фантастика, которую мы все ждали - она хорошо читается, сочетает сатиру с великолепными образами, обсуждает философию науки, имеет представление о человеческом опыте, использует передовые и эффективные литературные приемы и так далее.

Многие, кто мечтал о романе, сочетающем в себе все это, не примут Берроуза. Возможно, их беспокоит его описание сексуальных отклонений и наркомании, частое использование непристойностей в тексте, они не готовы читать его книги с иной точки зрения, чем та, с которой они читают большинство других художественных произведений. Его осуждают за то, что он малопонятный.

Берроуз часто заявлял, что работа писателя - не быть малопонятным , и, действительно, он редко бывает малопонятным; его работа изобилует четкими заметками, которые точно рассказывают читателю, что он делает и почему. Помимо этого, по написанию комиксов с ним может сравниться только Джозеф Хеллер в "Уловке-22". Его образы вдохновляют и заставляют задуматься. Отчаянный и циничный настрой его работ в точности отражает настроение наших насыщенных рекламой, бомбами и коррумпированной властью времен.

Если хотите, он первый писатель-фантаст, который исследовал все возможности этой формы и разработал новую мифологию - новую литературу для космической эры. Некоторые британские писатели движутся в том же направлении, создавая своего рода научную фантастику, которая является нетрадиционной во всех смыслах и которая вскоре должна быть признана важным возрождением литературного мейнстрима. Все больше и больше людей отворачиваются от быстро истощающегося запаса традиционного романа — и они обращаются к научной фантастике (или спекулятивному фэнтези). Это, помимо прочего, признак того, что ренессанс популярной литературы не за горами. Вместе мы можем ускорить этот ренессанс.

Это не значит, что мы не ценим развлекательную ценность научной фантастики — мы надеемся, что в этом и будущих выпусках вы найдете множество занимательных идей и историй. Читатель научной фантастики — это интеллигентный читатель, возможно, неудовлетворенный другими формами литературного развлечения, который ищет в научной фантастике что-то более подходящее для его собственной жизни и времени. Также он хочет разнообразия идей, стиля, настроения и сюжета. Мы намерены сохранить содержание "Новых миров" разнообразным и вдохновляющим.

Майкл Муркок
Майкл Муркок

Примечание

Статья написана Майклом Муркоком и опубликована в журнале New Worlds 142, май/июнь 1964, первом номере под редакцией Муркока. Редакционная статья появилась в антологии научной литературы Муркока "Савой Букс" в сети и СМИ. Опубликовано RealityStudio 8 декабря 2008 года.