Я уже упоминал, что совместно с моим товарищем, авиамоделистом Сергеем Журавлевым, за тот период, что я работал в ДИОЛ, мы осуществили несколько совместных проектов, как мы их окрестили - Проекты "ЖС".
И первой у нас стала малая "серия" так называемых "зальных" моделей - в предыдущих главах я выложил даже фото подобных "пенолетов". Разумеется, в спортивном зале ни я, ни Сергей на этих моделях не летали - в виду отсутствия в нашем распоряжении зала как такового. Потом была создана еще пара подобных "пенолетов". На открытом воздухе я одну из них запускал. Честно сказать, мне такие чувствительные РУ модели , предназначенные для 3D пилотажа не очень по душе, Это, как говорится, на "любителя". К таковым любителям, пилотам-ассам, я себя никогда не относил. И еще, эти две модели получились не такими уж и легкими, как должны быть модели подобного класса. Основным конструкционным материалом в них была "потолочка", цветной скотч и бамбуковые прутки. Но, летать они летали, и довольно неплохо...
Немного освоившись с постройкой таких, в общем то простых "пенолетов" - когда у меня выдавалось свободное время и вдохновение, то "мимоходом" я склеивал из пенопласта небольшие модели, но уже чисто вне проектов, для себя. Эти модели были без особых изысков - просто чтобы при возможности полетать на них для души, и для тренировки. На некоторых из них я действительно полетал, а некоторые (самая малая часть) из них так и остались "мертворожденными" - все до их полетов руки не доходили. Почему? Да наверное слишком много их было, а на полеты мы выезжали не так уж и часто, как хотелось. А если уж выезжали летать, то, конечно, в первую очередь летали на более серьезной модельной технике. Как говорится - нельзя объять необъятное...
Но, чтобы совсем не предавать забвению мои небольшие "пенолеты", - ведь в конце концов я их создавал, вкладывал определенный труд и фантазию, - то будет правильным выложить здесь просто фотографии некоторых из них. Я только теперь начинаю понимать, как же я правильно тогда поступал, снимая на фото каждую свою модель. Иной раз я даже снимал этапы создания той или иной модели. А сегодня для меня эти фото стали бесценным материалом, они очень дороги и приятны для мне как воспоминания о тех годах... Надеюсь, что эти фото заинтересуют и моих читателей.
Описывать конструкцию моих моделей я не считаю нужным. Потому, что о своих моделях я знаю ВСЕ, а читателям это вряд ли будет интересно. Да и ничего особенного в их конструкции нет, и это легко можно понять по приведенным фотографиям. И таких "пенолетов" я тогда нашинковал довольно много, все и не вспомнить...
Иногда в интернете встречаются фотографии о каких ни будь событиях под названием "Случайное историческое фото", - так вот и я здесь решил пойти тем же путем. Да и подробности к таким фотографиям не нужны, все и так ясно. Единственно, что могу поведать об изображенных на фото моделях - так это год ее "рождения" и пометку - летала \ не летала...
Проект ЖС "Камикадзе"
Весной 2010 года мой товарищ Сергей Журавлев предложил мне собрать две модели, детали для которых он вырезал из пенопласта на своем станке, и привез их ко мне. Почему модели назывались "Камикадзе" точно я не помню, но кажется так они назывались в компьютерной программе наших заклятых французских "друзей", которой Сергей и воспользовался. Это были обычные тренировочные пилотажные электролеты, и их сборка не представляла особых сложностей. Да это же видно и по фотографиям. И я их собрал, причем сразу, обе одновременно. Только "раскрасил" их цветным скотчем по разному.
Они хорошо летали, но я на одной из них совершил всего пару полетов, - лично мне в полете модель "Камикадзе" создавала определенный дискомфорт своей высокой маневренностью. То, что для всех "пилотажников" считается преимуществом, для меня по умолчанию являлось недостатком...
И этот проект, с таким боевым названием, яркого следа в памяти у меня не оставил.
Просто я сделал две модели, и одну из них облетал. А потом снял с нее свою электронику, и передал модель Виктору Довноровичу в дальнейшую "эксплуатацию". А вот сейчас даже и не помню, а куда же тогда подевалась вторая? Кажется, некоторое время она была выставлена в торговом зале ДИОЛ. Возможно, что ее даже кто то приобрел.
Одно только помню, после того, как оба "Камикадзе" были полностью сделаны, в моей мастерской они больше не появлялись, и в ремонт они в последствии ко мне не попадали. Хочу надеяться, что и у второй модели, как и у модели Виктора, сложилась достойная и долгая лётная судьба...
Проект ЖС "Рама"
И тогда же, в начале 2010 года, теперь уже и не помню,- это было до моделей Камикадзе, или уже после них, Сергей, и тоже с помощью своего "волшебного" станка, вырезал из пенопласта так же детали и для еще двух РУ моделей. И название которым, кроме как "Рама", и дать было невозможно. Это уже была модель не с контурным, а с объемным фюзеляжем, весьма оригинальной конструкции. На ней были предусмотрены даже закрылки, причем не просто отклоняемые вниз, а как на нормальном самолете выдвижные. Закрылки при отклонении выдвигались назад, увеличивая немного площадь, кривизну профиля и между закрылками и крылом образовывалась профилированная аэродинамическая щель. Круто!
Это уже была вполне серьезная механизация крыла. Двигатель и винт на "Раме" был "толкающий", и устанавливался позади крыла. Собственно на двигателе и заканчивалось центральное тело фюзеляжа, а от центроплана назад шли две хвостовые балки, сзади соединенные между собой стабилизатором, что и образовывало раму. Модель была с двухкилевым вертикальным оперением, - на каждой хвостовой балке устанавливался стреловидный киль. В описании этой модели я сейчас использовал много слов, но проще будет понять, что собой представляла эта "Рама", если посмотреть на ее фотографии:
К концу апреля "Рама" была в полной готовности к полету, все проверено, нормальные рабочие "расходы" рулей и элеронов были выставлены и отрегулированы, осталось только провести ее летные испытания. И в первых числах мая, с погожий и теплый день, мы с Виктором выехали на полеты, на "наш" любимый аэродром "Хитроу" (Хохольский) - я в предыдущей главе писал, почему мы дали этому аэродрому р.п. Хохольский такое громкое название. В этот день, с такой прекрасной, теплой и тихой весенней погодой, я прихватили с собой и некоторые мои пенопластовые "поделки" - некоторые из этих моделей внимательный читатель тотчас узнает на следующей фотографии:
На тот момент испытываться, то есть отправляться в свой первый испытательный полет, кроме "Рамы" должна была и еще одна модель, - ЛК (летающее крыло). Она хорошо видна на фото, лежит на траве. И в этот майский день эта модель летающего крыла тоже совершила свой первый полет. Однако, о моделях ЛК (летающих крыльях) я сейчас говорить не буду, а напишу про них отдельную главу, - ЛК того заслуживают. А пока продолжу повествование о модели "Рама"...
Первый полет на "Раме" я предложил выполнить Виктору - в нем я был абсолютно уверен, летал он хорошо, так что никаких сомнений в успехе полета
этой модели и мастерстве пилота у меня не было. А я собирался запечатлеть первый вылет "Рамы" на фото. В общем, ничто не мешало нам осуществить задуманное...
Взлет был произведен классически, модель после короткого разбега уверенно ушла в небо. Виктор тогда набрал нормальную высоту, плавно развернулся влево - над вспаханным полем, прошел немного по прямой, и начал выполнять второй разворот, тоже влево. Модель отошла от нас на приличное расстояние, я ждал, когда Виктор, еще раз подвернув влево, пройдет над нами. А я как раз сделаю пару фотографий "Рамы" в полете с небольшого расстояния...
Но вдруг я услышал от Виктора:
- Рама перестала реагировать на управление!!! Она летит сама, я не могу ее развернуть!!!
Я, оторвав взгляд от видоискателя фотоаппарата (я ведь готовился к съемке) перенес взгляд на "Раму". Все было кончено в течении нескольких секунд - "Рама" стала переходить в глубокий левый крен, опустила нос и почти вертикально сделала "морковку" - воткнулась в пахоту, подняв небольшой клуб пыли... Это было так неожиданно - после хорошего и красивого взлета и устойчивого полета по кругу до точки второго разворота, по непонятной причине в мгновенье ока "столкнуться с планетой"! Обидно, но что поделаешь...
Виктор растерялся, ему, конечно, было очень неловко передо мной, за то, что произошло. Но я его тут же успокоил:
- Витя, не переживай! Я прекрасно все видел, и уверен что твоей вины здесь нет. Это что то другое, и скорее всего отказ управления или потеря сигнала. А сама модель вполне хорошо летела, это же сразу было видно по ее взлету и полету да момента падения. Будем разбираться в причинах...
Мы оба пошли по пахоте к месту падения. Собрав все, что несколько минут назад было РУ моделью "Рама", и отключив бортовое электропитание, мы вернулись назад, на полосу, к месту старта. На асфальте я разложил разбитую модель приблизительно так, как она лежала на месте падения, и ее сфотографировал. Как говорится - для дальнейшего расследования обстоятельств и причин. Сделать фото сразу на месте падения у меня не получилось - в растерянности, когда мы пошли в поле - я просто забыл взять с собой фотоаппарат...
Как видно по фотографии - модель особо сильно и не пострадала. Больше всего пострадал носовой обтекатель, - именно им "Рама" и воткнулась в землю. Но, меня это сильно не огорчило - в мастерской у меня лежал полный комплект вырезанных Сергеем деталей для второй "Рамы". В том числе и носовая часть... А все остальное, я это сразу бегло определил, - совсем несложно будет отремонтировать, причем без особых усилий. И в самом деле, в ближайшие дни "Рама была полностью отремонтирована. Единственно что пришлось сделать - я на ней заменил приемник. Все указывало на то, что причиной аварии оказался именно бортовой приемник.
Кроме приемника, я с "Рамы" снял аккумулятор, двигатель и регулятор - они были установлены на другую модель и продолжили свою "работу". А отремонтированная "Рама" на долгое время, уже готовая к дальнейшим полетам, "зависла" на стене моей мастерской до лучших времен... И это продолжилось до весны следующего года. По сути эта модель "пылилась" у меня в мастерской почти год. За этот период у меня было достаточно много работы, в том числе и по совместным с Сергеем Журавлевым, проектам. А если мы и выезжали иногда на полеты, то летающих, да и новых, еще не облетанных моделей, у нас всегда было в достатке. В общем, мне тогда было не до "Рамы"...
Весной, в апреле 2011 года, "Рама", после ремонта и некоторых мелких доработок, снова приступила к полетам. Мое предположение о причинах прошлогодней аварии оказалось правильным, приемник был отремонтирован, проверен на дальность устойчивого приема, облетан на одной из надежных моделей. Но, на "Раму" , когда начал ее готовить к полетам, я все же установил другой приемник. Это, как говорил в известной кинокомедии Семен Семенович Горбунков - "на всякий пожарный случай..."
В апреле "Раму" я облетал - она прекрасно летала, одно удовольствие было ей управлять. На ней я, в процессе ремонта, сделал переднюю стойку шасси управляемой, и теперь на "Раме" можно было рулить и выполнять развороты на земле. Правда, потом я все же отключил это управление и снял с борта рулевую машинку управления передней стойки шасси. Потому что кроме лишнего веса и некоторой "головной боли", эта система ничего мне не принесла. Для этого то я и переделал все обратно, как и было изначально. Вернул в зад, как говорится...
Модель "Рама" на длительное время стала завсегдатаем на наших полетах. Больше никаких недоразумений эта модель мне не доставляла. Неоднократно на ней летал и Виктор, и тоже дал высокую оценку ее летным характеристикам. За все время полетов "Рама" больше не претерпела никаких изменений или переделок. Единственно, на ней я пару раз заменял винты - ставил пропеллеры с бОльшим шагом, или другого диаметра, но каких то изменений в ее летных данных я не заметил.
На "Раму" я так же установил электронную "пищалку" (звуковой зуммер для поиска севшей в густую траву или на крону деревьев авиамодели), а снизу на центральном теле фюзеляжа приклеил светодиодную ленту, которая излучала ядовито-зеленый свет. Спросите зачем? А просто так, от "не хрен" делать. Звуковой зуммер работал не постоянно, я его при желании включал дистанционно, от одного из выключателей на пульте. Обычно, когда пролетал над собой. Вот уж действительно правильно говорят - "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!" (Само собой, "дитя" - это, как раз я и есть)
А что касается светодиодной ленты, то она у меня включалась сразу при подключении аккумулятора на борт, и светилась до конца полета. А для чего, спросите вы? А ответ я уже написал выше... Кроме того, именно на "Раме" я чаще всего устанавливал мини камеру и проводил в полете съемку - нашего аэродрома, и нас с Виктором, проходя на бреющем полете прямо над нами. Даже "привет" , махая рукой, передавали летящей "Раме". Тогда еще запрета на установку на летающие модели камер не существовало. В общем, так вот развлекались взрослые "дети", - мы с Виктором. Но все тогда прошло без происшествий, чему я до сих пор рад...
Вторую "Раму" я собирать не стал, и вырезанные части второй "Рамы" находились некоторое время без применения. Только после аварии первой "Рамы", я использовал при ее ремонте переднюю часть фюзеляжа от второй. А все остальное находилось "на хранении". В дальнейшем, крылу и стабилизатору от второго комплекта, я нашел применение - создав совершенно другую модель. Мне вполне хватило одной, хорошо летающей "Рамы", которая безаварийно летала до 2013 года. А потом я снял с нее всю электронику и двигатель с регулятором, снял колеса, и переместил модель на верхнюю полку стеллажа в мастерской, где она пролежала до закрытия ДИОЛа и сервисного центра. Так сложилось, что несмотря на хорошие летные данные "Рамы", ее неприхотливость и надежность, потребности в ней не было. И больше в небо она не поднималась. А этот наш проект ЖС, под названием "Рама", был благополучно свернут и завершен...
К сожалению, после закрытия магазина и сервисного центра, в процессе освобождения помещений и эвакуации моделей и оборудования, по независящим от меня причинам, при перевозке, "Рама" была серьезно повреждена. А так как все оборудование с нее было уже давно снято, а проблем с переездом и размещением оставшихся моделей было и так очень много, то я принял решение ее просто утилизировать. Жаль, конечно, но восстанавливать ее после таких серьезных повреждений было просто нецелесообразно...