Найти тему

Рассказы авиамоделиста: Фристайл, часть 4. Пенолеты, и проекты ЖС "Камикадзе" и ЖС "Рама", 2009 - 2010 годы

Я уже упоминал, что совместно с моим товарищем, авиамоделистом Сергеем Журавлевым, за тот период, что я работал в ДИОЛ, мы осуществили несколько совместных проектов, как мы их окрестили - Проекты "ЖС".
И первой у нас стала малая "серия" так называемых "зальных" моделей - в предыдущих главах я выложил даже фото подобных "пенолетов". Разумеется, в спортивном зале ни я, ни Сергей на этих моделях не летали - в виду отсутствия в нашем распоряжении зала как такового. Потом была создана еще пара подобных "пенолетов". На открытом воздухе я одну из них запускал. Честно сказать, мне такие чувствительные РУ модели , предназначенные для 3D пилотажа не очень по душе, Это, как говорится, на "любителя". К таковым любителям, пилотам-ассам, я себя никогда не относил. И еще, эти две модели получились не такими уж и легкими, как должны быть модели подобного класса. Основным конструкционным материалом в них была "потолочка", цветной скотч и бамбуковые прутки. Но, летать они летали, и довольно неплохо...

Пенолеты проекта ЖС
Пенолеты проекта ЖС

Немного освоившись с постройкой таких, в общем то простых "пенолетов" - когда у меня выдавалось свободное время и вдохновение, то "мимоходом" я склеивал из пенопласта небольшие модели, но уже чисто вне проектов, для себя. Эти модели были без особых изысков - просто чтобы при возможности полетать на них для души, и для тренировки. На некоторых из них я действительно полетал, а некоторые (самая малая часть) из них так и остались "мертворожденными" - все до их полетов руки не доходили. Почему? Да наверное слишком много их было, а на полеты мы выезжали не так уж и часто, как хотелось. А если уж выезжали летать, то, конечно, в первую очередь летали на более серьезной модельной технике. Как говорится - нельзя объять необъятное...

Но, чтобы совсем не предавать забвению мои небольшие "пенолеты", - ведь в конце концов я их создавал, вкладывал определенный труд и фантазию, - то будет правильным выложить здесь просто фотографии некоторых из них. Я только теперь начинаю понимать, как же я правильно тогда поступал, снимая на фото каждую свою модель. Иной раз я даже снимал этапы создания той или иной модели. А сегодня для меня эти фото стали бесценным материалом, они очень дороги и приятны для мне как воспоминания о тех годах... Надеюсь, что эти фото заинтересуют и моих читателей.

Описывать конструкцию моих моделей я не считаю нужным. Потому, что о своих моделях я знаю ВСЕ, а читателям это вряд ли будет интересно. Да и ничего особенного в их конструкции нет, и это легко можно понять по приведенным фотографиям. И таких "пенолетов" я тогда нашинковал довольно много, все и не вспомнить...
Иногда в интернете встречаются фотографии о каких ни будь событиях под названием "Случайное историческое фото", - так вот и я здесь решил пойти тем же путем. Да и подробности к таким фотографиям не нужны, все и так ясно. Единственно, что могу поведать об изображенных на фото моделях - так это год ее "рождения" и пометку - летала \ не летала...

Осень 2009 год, летала
Осень 2009 год, летала
Ноябрь 2009 года, - в таком виде не летала, и была позднее модернизирована...
Ноябрь 2009 года, - в таком виде не летала, и была позднее модернизирована...
Декабрь 2009 года, летала, Это как раз модернизированная модель, изображенная на предыдущем фото (на носу у нее был установлен электродвигатель, на фото его пока нет)
Декабрь 2009 года, летала, Это как раз модернизированная модель, изображенная на предыдущем фото (на носу у нее был установлен электродвигатель, на фото его пока нет)
Декабрь 2009 года, не летала
Декабрь 2009 года, не летала
Январь 2010 года, летала
Январь 2010 года, летала
Февраль 2010 года, летала (крыло от старой "резиномоторки")
Февраль 2010 года, летала (крыло от старой "резиномоторки")
Март 2010 года, летала
Март 2010 года, летала
Май 2009 года, летала
Май 2009 года, летала

Проект ЖС "Камикадзе"

Весной 2010 года мой товарищ Сергей Журавлев предложил мне собрать две модели, детали для которых он вырезал из пенопласта на своем станке, и привез их ко мне. Почему модели назывались "Камикадзе" точно я не помню, но кажется так они назывались в компьютерной программе наших заклятых французских "друзей", которой Сергей и воспользовался. Это были обычные тренировочные пилотажные электролеты, и их сборка не представляла особых сложностей. Да это же видно и по фотографиям. И я их собрал, причем сразу, обе одновременно. Только "раскрасил" их цветным скотчем по разному.

Вырезанные  детали для двух РУ моделей "Камикадзе"
Вырезанные детали для двух РУ моделей "Камикадзе"
А это собранные оба "Камикадзе" (без начинки и электроники) Июнь 2010года
А это собранные оба "Камикадзе" (без начинки и электроники) Июнь 2010года

Они хорошо летали, но я на одной из них совершил всего пару полетов, - лично мне в полете модель "Камикадзе" создавала определенный дискомфорт своей высокой маневренностью. То, что для всех "пилотажников" считается преимуществом, для меня по умолчанию являлось недостатком...
И этот проект, с таким боевым названием, яркого следа в памяти у меня не оставил.
Просто я сделал две модели, и одну из них облетал. А потом снял с нее свою электронику, и передал модель Виктору Довноровичу в дальнейшую "эксплуатацию". А вот сейчас даже и не помню, а куда же тогда подевалась вторая? Кажется, некоторое время она была выставлена в торговом зале ДИОЛ. Возможно, что ее даже кто то приобрел.
Одно только помню, после того, как оба "Камикадзе" были полностью сделаны, в моей мастерской они больше не появлялись, и в ремонт они в последствии ко мне не попадали. Хочу надеяться, что и у второй модели, как и у модели Виктора, сложилась достойная и долгая лётная судьба...

Проект ЖС "Рама"

И тогда же, в начале 2010 года, теперь уже и не помню,- это было до моделей Камикадзе, или уже после них, Сергей, и тоже с помощью своего "волшебного" станка, вырезал из пенопласта так же детали и для еще двух РУ моделей. И название которым, кроме как "Рама", и дать было невозможно. Это уже была модель не с контурным, а с объемным фюзеляжем, весьма оригинальной конструкции. На ней были предусмотрены даже закрылки, причем не просто отклоняемые вниз, а как на нормальном самолете выдвижные. Закрылки при отклонении выдвигались назад, увеличивая немного площадь, кривизну профиля и между закрылками и крылом образовывалась профилированная аэродинамическая щель. Круто!

Это уже была вполне серьезная механизация крыла. Двигатель и винт на "Раме" был "толкающий", и устанавливался позади крыла. Собственно на двигателе и заканчивалось центральное тело фюзеляжа, а от центроплана назад шли две хвостовые балки, сзади соединенные между собой стабилизатором, что и образовывало раму. Модель была с двухкилевым вертикальным оперением, - на каждой хвостовой балке устанавливался стреловидный киль. В описании этой модели я сейчас использовал много слов, но проще будет понять, что собой представляла эта "Рама", если посмотреть на ее фотографии:

"Рама" в процессе сборки...
"Рама" в процессе сборки...
Задний шпангоут центрального "тела" фюзеляжа - с двигателем и основными стойками шасси.  На фото - закрылки отклонены
Задний шпангоут центрального "тела" фюзеляжа - с двигателем и основными стойками шасси. На фото - закрылки отклонены
Собранная "Рама" .  (На ней пока не установлены электроника и сервоприводы) Март 2010 года
Собранная "Рама" . (На ней пока не установлены электроника и сервоприводы) Март 2010 года
Сергей Журавлев, мой товарищ, единомышленник  и вдохновитель совместных проектов "ЖС" в гостях в моем сервисном центре ДИОЛ.  Апрель 2010 года
Сергей Журавлев, мой товарищ, единомышленник и вдохновитель совместных проектов "ЖС" в гостях в моем сервисном центре ДИОЛ. Апрель 2010 года

К концу апреля "Рама" была в полной готовности к полету, все проверено, нормальные рабочие "расходы" рулей и элеронов были выставлены и отрегулированы, осталось только провести ее летные испытания. И в первых числах мая, с погожий и теплый день, мы с Виктором выехали на полеты, на "наш" любимый аэродром "Хитроу" (Хохольский) - я в предыдущей главе писал, почему мы дали этому аэродрому р.п. Хохольский такое громкое название. В этот день, с такой прекрасной, теплой и тихой весенней погодой, я прихватили с собой и некоторые мои пенопластовые "поделки" - некоторые из этих моделей внимательный читатель тотчас узнает на следующей фотографии:

Майский день 2010 года, "Раме" предстоит первый полет...
Майский день 2010 года, "Раме" предстоит первый полет...

На тот момент испытываться, то есть отправляться в свой первый испытательный полет, кроме "Рамы" должна была и еще одна модель, - ЛК (летающее крыло). Она хорошо видна на фото, лежит на траве. И в этот майский день эта модель летающего крыла тоже совершила свой первый полет. Однако, о моделях ЛК (летающих крыльях) я сейчас говорить не буду, а напишу про них отдельную главу, - ЛК того заслуживают. А пока продолжу повествование о модели "Рама"...

Первый полет на "Раме" я предложил выполнить Виктору - в нем я был абсолютно уверен, летал он хорошо, так что никаких сомнений в успехе полета
этой модели и мастерстве пилота у меня не было. А я собирался запечатлеть первый вылет "Рамы" на фото. В общем, ничто не мешало нам осуществить задуманное...

"Рама" готова к  первому полету.  Май 2010 года
"Рама" готова к первому полету. Май 2010 года
Разбег "Рамы"...
Разбег "Рамы"...

Взлет был произведен классически, модель после короткого разбега уверенно ушла в небо. Виктор тогда набрал нормальную высоту, плавно развернулся влево - над вспаханным полем, прошел немного по прямой, и начал выполнять второй разворот, тоже влево. Модель отошла от нас на приличное расстояние, я ждал, когда Виктор, еще раз подвернув влево, пройдет над нами. А я как раз сделаю пару фотографий "Рамы" в полете с небольшого расстояния...

Но вдруг я услышал от Виктора:
- Рама перестала реагировать на управление!!! Она летит сама, я не могу ее развернуть!!!

"Рама" выполняет над полем левый разворот, который закончится для нее фатально. Идут последние секунды ее первого полета...
"Рама" выполняет над полем левый разворот, который закончится для нее фатально. Идут последние секунды ее первого полета...

Я, оторвав взгляд от видоискателя фотоаппарата (я ведь готовился к съемке) перенес взгляд на "Раму". Все было кончено в течении нескольких секунд - "Рама" стала переходить в глубокий левый крен, опустила нос и почти вертикально сделала "морковку" - воткнулась в пахоту, подняв небольшой клуб пыли... Это было так неожиданно - после хорошего и красивого взлета и устойчивого полета по кругу до точки второго разворота, по непонятной причине в мгновенье ока "столкнуться с планетой"! Обидно, но что поделаешь...

Виктор растерялся, ему, конечно, было очень неловко передо мной, за то, что произошло. Но я его тут же успокоил:
- Витя, не переживай! Я прекрасно все видел, и уверен что твоей вины здесь нет. Это что то другое, и скорее всего отказ управления или потеря сигнала. А сама модель вполне хорошо летела, это же сразу было видно по ее взлету и полету да момента падения. Будем разбираться в причинах...

Мы оба пошли по пахоте к месту падения. Собрав все, что несколько минут назад было РУ моделью "Рама", и отключив бортовое электропитание, мы вернулись назад, на полосу, к месту старта. На асфальте я разложил разбитую модель приблизительно так, как она лежала на месте падения, и ее сфотографировал. Как говорится - для дальнейшего расследования обстоятельств и причин. Сделать фото сразу на месте падения у меня не получилось - в растерянности, когда мы пошли в поле - я просто забыл взять с собой фотоаппарат...

РУ модель "Рама" после аварии.   Май 2010 года
РУ модель "Рама" после аварии. Май 2010 года

Как видно по фотографии - модель особо сильно и не пострадала. Больше всего пострадал носовой обтекатель, - именно им "Рама" и воткнулась в землю. Но, меня это сильно не огорчило - в мастерской у меня лежал полный комплект вырезанных Сергеем деталей для второй "Рамы". В том числе и носовая часть... А все остальное, я это сразу бегло определил, - совсем несложно будет отремонтировать, причем без особых усилий. И в самом деле, в ближайшие дни "Рама была полностью отремонтирована. Единственно что пришлось сделать - я на ней заменил приемник. Все указывало на то, что причиной аварии оказался именно бортовой приемник.

"Рама в процессе ремонта
"Рама в процессе ремонта

Кроме приемника, я с "Рамы" снял аккумулятор, двигатель и регулятор - они были установлены на другую модель и продолжили свою "работу". А отремонтированная "Рама" на долгое время, уже готовая к дальнейшим полетам, "зависла" на стене моей мастерской до лучших времен... И это продолжилось до весны следующего года. По сути эта модель "пылилась" у меня в мастерской почти год. За этот период у меня было достаточно много работы, в том числе и по совместным с Сергеем Журавлевым, проектам. А если мы и выезжали иногда на полеты, то летающих, да и новых, еще не облетанных моделей, у нас всегда было в достатке. В общем, мне тогда было не до "Рамы"...

Отремонтированная "Рама".   Двигатель и шасси на ней сняты
Отремонтированная "Рама". Двигатель и шасси на ней сняты
А вот "Рама" снова полностью готовая к полетам...  Ноябрь 2010 года
А вот "Рама" снова полностью готовая к полетам... Ноябрь 2010 года

Весной, в апреле 2011 года, "Рама", после ремонта и некоторых мелких доработок, снова приступила к полетам. Мое предположение о причинах прошлогодней аварии оказалось правильным, приемник был отремонтирован, проверен на дальность устойчивого приема, облетан на одной из надежных моделей. Но, на "Раму" , когда начал ее готовить к полетам, я все же установил другой приемник. Это, как говорил в известной кинокомедии Семен Семенович Горбунков - "на всякий пожарный случай..."

В апреле "Раму" я облетал - она прекрасно летала, одно удовольствие было ей управлять. На ней я, в процессе ремонта, сделал переднюю стойку шасси управляемой, и теперь на "Раме" можно было рулить и выполнять развороты на земле. Правда, потом я все же отключил это управление и снял с борта рулевую машинку управления передней стойки шасси. Потому что кроме лишнего веса и некоторой "головной боли", эта система ничего мне не принесла. Для этого то я и переделал все обратно, как и было изначально. Вернул в зад, как говорится...

"Рама" перед полетами на нашем аэродроме "Хитроу" (Хохольский) в компании с целой эскадрильей ЛК (летающих крыльев)  совместного проекта "ЖС" ЛК.  Май 2011 года
"Рама" перед полетами на нашем аэродроме "Хитроу" (Хохольский) в компании с целой эскадрильей ЛК (летающих крыльев) совместного проекта "ЖС" ЛК. Май 2011 года

Модель "Рама" на длительное время стала завсегдатаем на наших полетах. Больше никаких недоразумений эта модель мне не доставляла. Неоднократно на ней летал и Виктор, и тоже дал высокую оценку ее летным характеристикам. За все время полетов "Рама" больше не претерпела никаких изменений или переделок. Единственно, на ней я пару раз заменял винты - ставил пропеллеры с бОльшим шагом, или другого диаметра, но каких то изменений в ее летных данных я не заметил.

"Рама" стартует...   Май 2011 года
"Рама" стартует... Май 2011 года
"Рама" после взлета...
"Рама" после взлета...

На "Раму" я так же установил электронную "пищалку" (звуковой зуммер для поиска севшей в густую траву или на крону деревьев авиамодели), а снизу на центральном теле фюзеляжа приклеил светодиодную ленту, которая излучала ядовито-зеленый свет. Спросите зачем? А просто так, от "не хрен" делать. Звуковой зуммер работал не постоянно, я его при желании включал дистанционно, от одного из выключателей на пульте. Обычно, когда пролетал над собой. Вот уж действительно правильно говорят - "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!" (Само собой, "дитя" - это, как раз я и есть)

"Рама" в полете, Внизу заметны светящиеся светодиоды...   Апрель 2012 года
"Рама" в полете, Внизу заметны светящиеся светодиоды... Апрель 2012 года

А что касается светодиодной ленты, то она у меня включалась сразу при подключении аккумулятора на борт, и светилась до конца полета. А для чего, спросите вы? А ответ я уже написал выше... Кроме того, именно на "Раме" я чаще всего устанавливал мини камеру и проводил в полете съемку - нашего аэродрома, и нас с Виктором, проходя на бреющем полете прямо над нами. Даже "привет" , махая рукой, передавали летящей "Раме". Тогда еще запрета на установку на летающие модели камер не существовало. В общем, так вот развлекались взрослые "дети", - мы с Виктором. Но все тогда прошло без происшествий, чему я до сих пор рад...

"Рама" в полете, апрель 2012 года
"Рама" в полете, апрель 2012 года
Взлет "Рамы" в ветренную погоду. Избыток тяги позволял "Раме" круто уходить от земли...
Взлет "Рамы" в ветренную погоду. Избыток тяги позволял "Раме" круто уходить от земли...

Вторую "Раму" я собирать не стал, и вырезанные части второй "Рамы" находились некоторое время без применения. Только после аварии первой "Рамы", я использовал при ее ремонте переднюю часть фюзеляжа от второй. А все остальное находилось "на хранении". В дальнейшем, крылу и стабилизатору от второго комплекта, я нашел применение - создав совершенно другую модель. Мне вполне хватило одной, хорошо летающей "Рамы", которая безаварийно летала до 2013 года. А потом я снял с нее всю электронику и двигатель с регулятором, снял колеса, и переместил модель на верхнюю полку стеллажа в мастерской, где она пролежала до закрытия ДИОЛа и сервисного центра. Так сложилось, что несмотря на хорошие летные данные "Рамы", ее неприхотливость и надежность, потребности в ней не было. И больше в небо она не поднималась. А этот наш проект ЖС, под названием "Рама", был благополучно свернут и завершен...

"Рама" -
"Рама" -
"Рама" незадолго до ухода на "вечную стоянку"...
"Рама" незадолго до ухода на "вечную стоянку"...

К сожалению, после закрытия магазина и сервисного центра, в процессе освобождения помещений и эвакуации моделей и оборудования, по независящим от меня причинам, при перевозке, "Рама" была серьезно повреждена. А так как все оборудование с нее было уже давно снято, а проблем с переездом и размещением оставшихся моделей было и так очень много, то я принял решение ее просто утилизировать. Жаль, конечно, но восстанавливать ее после таких серьезных повреждений было просто нецелесообразно...