Найти в Дзене
Историческое Путешествие

5 дней в парижском борделе: как развязная жизнь сделала Ли Миллер легендарным фотографом

Оглавление

Их дом на ферме Хампстед не отличался ничем от других заурядных жилищ фермеров графства Суссекс. Абсолютно неприметный, обычный, со скотным двором, конюшней и унылой равниной за окнами. А ведь здесь жили известные люди, модный фотограф Ли Миллер и искусствовед Роланд Пенроуз

Сам дом неопрятный, грязный и снаружи, и внутри. Неприглядно выглядели и обитатели дома. Хозяйка могла себе позволить надеть засаленное домашнее платье, не вынимала сигареты изо рта.

На ферме гостила Кэролайн Берк, известная писательница и искусствовед, с которой Ли познакомилась чуть больше месяца назад на лекции Роланда Пенроуза в Институте современных искусств, который он же сам и основал. Ли Миллер была кумиром Кэролайн, и неслучайно.

Богиня фоторепортажа

Именно так когда-то называли эту неопрятную женщину, которая теперь вечно курила и не заботилась о том, как выглядит. Кэролайн вспоминала Ли на фотоснимках, где она красивая, в красном вызывающем платье, с розой в прическе, сидит на коленях у Пикассо. Или еще одна фотография, которая запомнилась Кэролайн: Ли в военной одежде, с фотоаппаратурой в руках и на плечах. А позади них — разбомбленный Мюнхен. Эти фотографии Кэролайн видела на выставке в Лондоне.

Ли Миллер — популярная фотограф, которая снимала моменты освобождения узников концлагерей Дахау и Бухенвальда. Эти снимки облетели весь мир, и тогда Ли стали приглашать выставлять свои работы все европейские музеи. Теперь к 70-летней фотографу не так-то много внимания.

-2

Нелегкое детство

Отец Ли Теодор Миллер родился в Швеции. Женившись, он с женой Флоренс уехал искать счастья в Америке. Там уже в семье родились трое детей: Ли и ее братья. Брак родителей Ли был не очень счастливым. Отец был либералом, причем не только в политике, но и в личной жизни. Поэтому постоянно от матери гулял, а она из-за этого очень страдала .

Одним из увлечений Теодора была фотография. В их дома была небольшая любительская фотостудия.

Когда Ли было семь лет, над ней надругался один из друзей отца, которых в доме было всегда много. После совершенного мужчина приказал ей молчать, и девочка молчала. Лишь когда она заболела гонореей, и боли стали нестерпимыми, Ли призналась во всем матери. Но женщина дочь не поддержала, она, наоборот, как будто возненавидела дочь. Врачебная помощь в то время была слабо развита, и лечили Ли промываниями химическими растворами. От боли девочка кричала на весь дом.

Что стало с тем типом, Ли не знала. Но, скорее всего, родители даже не пытались его искать. Эта тема в семье была закрыта, лишь только шла тихая неприязнь между дочерью и матерью. Во Флоренс, казалось, присутствовали все отрицательные чувства, которые только могли бы быть: ненависть, презрение, стыд.

-3

Искусство в стиле «ню»

Спустя два года Теодор предложил Ли устроить фотосессию, будучи обнаженной. Ли переживала только об одном: чтобы и отец ее не разлюбил. Флоренс устроила мужу грандиозный скандал, но ничего не могла сделать. Теперь фотосессии проходили только в присутствии матери. Она всегда усаживалась в кресло в углу комнаты и доставала вязание. А на самом деле еле сдерживала ненависть, которую испытывала к дочери. Ли же чувствовала это и как будто бы мстила матери. А отец потом всегда покупал ей игрушки, мороженой или водил в кафе.

Однажды отец попросил Ли привести домой подружку. Если он их сфотографирует вместе, то потом сводит в цирк шапито, который приехал к ним в город на гастроли. Ли пригласила в дом девочку, которую жутко ненавидела: одноклассницу Мэри из богатой семьи. На следующий день в их дом заявилась мать Мэри. Как Теодору удалось не попасть за решетку, Ли до сих пор не знает, но ее из этой школы перевели в другую. А вот фотосессии продолжались. Но даже спустя годы Ли отца не осуждала. Она считала, что он делал это ради искусства, а не ради удовлетворения похоти. Тем более, став фотографом, Ли понимала, что и отец ее был талантливым фотографом.

-4

Слишком взрослая жизнь

Ли выросла, как бы сейчас это назвали, трудным подростком. Уже в пятнадцать лет она вовсю курила, пила шампанское и материлась как сапожник. Учеба давалась ей сложно, но даже не из-за способностей, а из-за характера. Поэтому после школы мать с облегчением отправила дочь в Париж. Там девушка собиралась обучаться сценографии и декораторскому искусству.

Париж Ли сначала не понравился. Ей было здесь скучно, а хотелось ярких красок и праздника. Однажды, гуляя по городу, Ли набрела на бордель. Вдоль улицы Сен-Дени стояли девушки, вульгарно раскрашенные и одетые. Они все были облачены в короткие юбки и высокие сапоги. Ли стало интересно, и она вошла в бордель. Веселая музыка, запах крепких напитков и табака, развязные девицы настолько понравились Ли, что она осталась здесь на пять дней. Сутенерша разрешила ей пожить в борделе, потому что надеялась заполучить интересную американку в свой бордель. Через эти пять дней парижская жизнь и любовь к свободе для Ли закончилась: полиция вернула иностранку домой, к родителям.

-5

В 1909 году Ли познакомилась с Эдуардом Стейхеном. Он был фотографом маленького нью-йоркского журнала, который купил Конде Наст, даже не представлявший, что «Vogue» станет первым в мире модным изданием. Впоследствии Наст вспоминал, как познакомился с Ли. Она чуть не попала под машину, летевшую на большой скорости, а издатель спас ее. Девушка ему очень понравилась, Ли была и в самом деле внешне прелестна: белокурая голубоглазая стройная девушка была воплощением ангельской красоты и нежности. Совсем скоро Ли стала любимой моделью Наста. Пятидесятитрехлетний издатель выводил ее в высший свет, познакомил со многими знаменитостями. Он очень гордился своей моделью, единственное, о чем Наст просил Ли — не открывать рот. Молчащая Ли была словно ангел: нежная, милая. Но стоило ей только заговорить, как она сразу же превращалась в бунтующего дерзкого сквернословящегося подростка.

-6

Ли, как и ее отец, была слишком свободна во взглядах. Она с легкостью ложилась в постель мужчине, если ей этого хотелось. Девушка особо и не скрывала, что переспала со всеми знакомыми ей мужчинами. Исключением, пожалуй, Эдуард Стейхен. Она открыто предлагала ему постель, но фотограф только разочаровывался. В его голове сложился образ русалки, недосягаемой и холодной, но никак не легкодоступной. Его никак не возбуждало то, что Ли говорила об ЭТОМ, как о базовой потребности, словно это одно и то же, что в туалет сходить.

Но благодаря Эдуарду Ли стала фотографом. Наблюдая за ним, она сама стала интересоваться фотографией и взяла в руки фотокамеру. Карьеру модели она забросила не сразу и даже попала в скандал. Ли снялась в рекламе тампонов, что было верхом неприличия в то время. В результате многие известные дома объявили ее нежелательной персоной. Но Ли особо не расстроилась и решила дать себе второй шанс покорить Париж. Наст дал ей рекомендательное письмо, Стейхен — личную записку для художника Мана Рея.

-7

Свободный Париж

В Париже Ли с головой окунулась в жизнь современного искусства. Параллельно же у нее закрутился роман с Реем, который был ее старше на пятнадцать лет, а внешне был полной противоположностью Ли: маленького роста, с огромным носом. Но девушку мужчина заинтересовал своей непомерной любовью к искусству, огнем в глазах. Это была странная дисгармоничная пара. Четыре года Ли жила в квартире рея на Монпарнасе, где они вместе проводили удивительные эксперименты и совершали открытия в области фотографии.

Рей ввел Ли в богемное общество Парижа. Художники, натурщицы, жрицы любви — это было то окружение, о котором Ли всегда мечтала. Она творила, фотографировала, сама позировала, а вечерами заливала в себя крепкие напитки в кафе «Ротонда», где собиралась вся богема. Каждый вечер заканчивался скандалом, потасовкой или ночными забавами с каким-либо из мужчин. И Ли, и Рей провозглашали свободную любовь. Только, если Ли относилась спокойно к увлечениям Рея, то он ее дико ревновал. Закончилось тем, что он однажды чуть не пристрелил ее. Ли собрала вещи и села на пароход, отплывающий в Нью-Йорк.

-8

Бесконечные поиски себя

В 1933 году Ли открыла в Нью-Йорке собственную фотостудию, которая вскоре стала популярной. Образ жизни, который вела Ли, ничем не отличался от ее парижской жизни. Ли все чаще чувствовала, как ей все надоело.

А затем был странный брак с египтянином. Бизнесмен Азиз Элуи Бей влюбился в нее и сделал ей предложение. А Ли вдруг поставила ему условие: она выйдет за него замуж, но брак должен быть без "кекса" (цензура). То ли это была причуда Ли, то ли ей, действительно, захотелось отдохнуть от своей развратной жизни.

С Азизом Ли уехала в Каир, египетскую жизнь она впоследствии вспоминала с большим удовольствием. Она ездила на машине по Африке, каталась на верблюдах, очень много фотографировала. От мужа Ли гуляла, но делала это скрыто, тихо. А однажды она сбила на машине человека, и это словно отрезвило женщину. Ли поняла, что вся ее жизнь искусственная, у нее нет ничего, нет любви.

Ли бросила Азиза, замявшего преступление, и умчалась опять в Париж. Там судьба ее свела с Роландом Пенроузом, богатым англичанином. Он влюбился в Ли. Жизнь в Париже была уже совсем другой: вот-вот начнутся военные действия, вокруг нищета, бывшие богемные друзья спивались. Ли было уже 35 лет, у нее были проблемы с "зеленым змием". Женщина предпринимала несколько попыток суицида. Поэтому она и согласилась, когда Роланд позвал ее с собой в Лондон. Ли боялась за себя, ей нужен был рядом кто-то надежный.

-9

Чистая любовь

В Лондоне Ли настигла депрессия. В этом сером городе она поняла, что пресыщена жизнью, что несчастлива. Ей даже фотография была уже неинтересна. Именно тогда в ее жизни появился Дэвид Шерман, тоже американец, молодой фотограф. Их познакомил Роланд, в надежде как-то развлечь Ли. Дэвид был благородным, чистым, загадочным и влюбленным в Ли безнадежно. А женщине впервые в жизни не захотелось его соблазнять. Они много общались, гуляли, просто смотрели друг на друга. Пожалуй, это был единственный мужчина, в которого ли по-настоящему влюбилась.

Дэвид ушел на фронт работать корреспондентом. Ли осталась в Европе, хотя американское посольство предлагало помощь в эвакуации. Лондон стал подвергаться бомбежкам. И Ли, вместо того, чтобы прятаться в бомбоубежищах, снова взяла в руки камеру. Через американское посольство Ли устроилась в американскую армию фотокорреспондентом. Начались годы мытарств по блиндажам, машинам, танкам, товарных поездов. Снимки женщин и детей в бомбоубежищах, разрушенных городов, лагерей.

-10

Уже в конце 45-го Ли встретилась с Дэйвом. Он прошел немецкий плен, сбежал оттуда. Встретились они по пути в Мюнхен: оба истерзанные, изможденные. Чуть позднее Дэвид сделал самый, пожалуй, знаменитый снимок: нагая Ли лежит в ванной Гитлера.

После заключения Мира Ли вышла замуж за Роланда, в 40 лет родила сына Энтони. Фотографией она заниматься бросила, считая, что теперь это пустое развлечение. Казалось бы, теперь она вела жизнь ту, о какой мечтают все женщины: семья, дом, муж, ребенок. Но, как вспоминал сын, Ли их не любила. Он не понимал вообще, почему мать столько лет жила с ними. Возможно, потому что знала, что все равно в жизни ее больше не будет.