(Исход 27:1–21; 38:1–20)
В главе 27 Бог даёт наставления относительно двора скинии — пространства вокруг шатра. Сначала Он описывает, как Моисей должен сделать медный жертвенник, который будет поставлен во дворе (27:1–8), а затем даёт инструкции по изготовлению ограды из покрывал, окружающей и очерчивающей границы двора (27:9–18). Глава заканчивается кратким примечанием относительно елея, который зажигался для освещения скинии (27:20, 21).
Так же как жертвенник курений не включён в описание содержимого скинии в главах 25 и 26, и в главе 27 имеется интересное упущение: описание умывальника. Хотя умывальник находился во дворе, инструкции по его изготовлению появляются лишь в 30:18–21.
МЕДНЫЙ ЖЕРТВЕННИК
«И сделай жертвенник из дерева ситтим длиной в пять локтей и шириной в пять локтей, так чтобы он был четырёхугольный, и высотой в три локтя. И сделай рога на четырех углах его, так чтобы рога выходили из него; и обложи его медью. Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности сделай из меди. Сделай к нему решётку, род сетки, из меди, и сделай на сетке, на четырёх углах её, четыре кольца медных; и положи её по окраине жертвенника внизу, так чтобы сетка была до половины жертвенника. И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева ситтим, и обложи их медью; и вкладывай шесты его в кольца, так чтобы шесты были по обоим бокам жертвенника, когда нести его. Сделай его пустым внутри, дощатым; как показано тебе на горе, так пусть сделают» (Исх. 27:1–8).
В Исх. 27:1–8 содержатся инструкции, которые получил Моисей для изготовления «жертвенника» всесожжений. Этот жертвенник представлял собой полый ящик, сделанный из «дерева ситтим» и обложенный «медью» (27:1, 2); в основании он имел квадрат со стороной в пять локтей (2,25 м), а высотой был в три локтя (1,35 м) (27:1). В инструкциях говорится об «окраине жертвенника», некоем выступе, возможном месте хранения решётки (27:4, 5). Если он был с внешней стороны ящика, то священники могли на него становиться, когда приносили жертвы.
Неясно, разводили ли огонь под решёткой, на которую выкладывались жертвы, или же всё — и дрова для огня и жертвы — помещалось на решётку. В любом случае металл, которым был обложен жертвенник, не давал деревянной конструкции загореться. Кроме того, чтобы уберечь покрытое медью дерево от огня, жертвенник перед сожжением на нём жертв могли частично или полностью заполнять землёй.
Есть ли связь между этим жертвенником и тем, что описан в Исх. 20:24–26, также неясно. Эти два текста можно рассматривать как дополняющие друг друга. Возможно, жертвенник, описанный в главе 27, представлял собой каркас, тогда как в главе 20 описывается то, что должно было быть положено внутрь каркаса: земля и/или камни. Но возможно также и то, что описываются два разных жертвенника, выполнявших разные функции или использовавшихся в разное время. Ни одно объяснение не является полностью удовлетворительным.
На «четырёх углах» жертвенника были рога (назывались так, по всей видимости, потому, что выглядели, как рога у скота). Эти рога были сделаны на жертвеннике так, словно были одним целым с ним (27:2). Их могли использовать для привязывания жертвы к жертвеннику. Когда приносились жертвы, рога окроплялись кровью. Кроме того, в Израиле появился обычай, когда человек находил убежище, схватившись за рога жертвенника.
Моисею были также даны инструкции по изготовлению утвари для жертвенника: «горшков», «лопаток», «чаш», «вилок» и «угольниц». Все эти принадлежности необходимо было сделать из меди (27:3). Джон Дерхем пишет: «Принадлежности для жертвенника… включали ведро или горшок для золы вместе со специальной лопаткой для её выгребания, чаши для выплёскивания жидкости, вилки с зубцами для переворачивания сжигавшегося мяса и жира, и специальные лотки для сгребания в них и переноса горящих углей».
Жертвенник явно был большим, тяжёлым и громоздким. Тем не менее, его предполагалось переносить с одного места в другое. Для облегчения переноски в нём были предусмотрены «шесты», которые вкладывались в «кольца» (27:4–7).
Глава 27 не раскрывает, как должен был использоваться жертвенник; предполагалось, что читатель знаком с ритуалом жертвоприношения. Дополнительные инструкции относительно этих жертв приводятся в книге Левит. Жертвы, приносимые на жертвеннике, имели различные назначения, но основная их функция — очищение после совершения греха (см. Лев. 4:18–20). Жертвоприношению животного предшествовало «окропление рогов жертвенника кровью» и выливание оставшейся крови под жертвенник. Раз в году, в День очищения, первосвященник приносил немного пролитой крови жертвенного животного в святое святых, чтобы совершить очищение народа (Лев. 16). Жертвенник всесожжения был важной частью процесса, посредством которого Израиль искал и получал прощение.
Новый Завет говорит, что в эти, последние, дни Христос является и нашей жертвой и нашим Первосвященником, который вносит кровь жертвы в святое святых (Евр. 8:1; 9:11–15). Его кровью люди спасаются сегодня (Еф. 1:7). Кроме того, терминология жертвенника используется, когда христианина призывают отдать себя в «жертву живую» Богу (Рим. 12:1, 2).
ДВОР
«Сделай двор скинии: с полуденной стороны, к югу, завесы для двора должны быть из кручёного виссона, длиной в сто локтей по одной стороне; столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у столбов и связи на них из серебра. Так же и вдоль по северной стороне — завесы в сто локтей длиной; столбов для них двадцать, и подножий для них двадцать медных; крючки у столбов и связи на них из серебра. В ширину же двора с западной стороны — завесы в пятьдесят локтей; столбов для них десять, и подножий к ним десять. И в ширину двора с передней стороны, к востоку, завесы в пятьдесят локтей. К одной стороне — завесы в пятнадцать локтей, столбов для них три и подножий для них три; и к другой стороне — завесы в пятнадцать локтей, столбов для них три и подножий для них три. А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и из кручёного виссона узорчатой работы; столбов для неё четыре и подножий к ним четыре. Все столбы вокруг двора должны быть соединены связями из серебра; крючки у них из серебра, а подножия к ним из меди. Длина двора сто локтей, а ширина по всему протяжению пятьдесят, высота пять локтей; завесы из крученого виссона, а подножия у столбов из меди. Все принадлежности скинии для всякого употребления в ней, и все колья её, и все колья двора — из меди» (Исх. 27:9–19).
Бог далее даёт указания для построения двора. Скиния была окружена двором длиной в 100 локтей (45 м) и шириной в 50 локтей (22,5 м). Двор был отгорожен завесами, сделанными из «кручёного виссона», которые висели на «столбах». Эти столбы ставились на расстоянии пяти локтей (2,25 м) друг от друга. Скиния всегда должна была быть обращена одинаково: на восток. Посередине «стены» на восточной стороне надлежало предусмотреть ворота шириной в 20 локтей (9 м). С каждой стороны ворот продолжалась неполная стена «в пятнадцать локтей» длиной (6,75 м) с тремя «столбами». Израильтяне должны были изготовить «подножия» для столбов. Подножия надлежало сделать «из меди», а «крючки» и «связи», при помощи которых «завесы» крепились к столбам, — «из серебра».
Двор не окружался постоянной стеной. Ограда, как и скиния, была переносной. Ограду, сделанную из ткани, висящей на передвижных столбах, можно было быстро устанавливать и так же быстро убирать.
Наличие указаний относительно двора позволяет представить себе весь комплекс скинии. Питер Эннс описал его следующим образом:
«Всё сооружение размером 45 м с северной и южной стороны на 22,5 м с восточной и западной образовывало прямоугольник, состоящий из двух квадратов размером 22,5 на 22,5 м. Один квадрат включал в себя внешний двор, где находился жертвенник всесожжений — квадратная конструкция со стороной 2,25 м — и умывальник перед входом в святилище. Внутри другого квадрата находилось святилище — прямоугольник размером 9 на 4,5 м, — имевшее такие же пропорции, как и вся скиния в целом. Примыкавшее святое святых в плане представляло собой совершенный квадрат со стороной в 4,5 м».
Девятиметровые ворота двора отличались от остальной «стены» вокруг двора тем, что были покрыты другим материалом: завеса, прикрывавшая вход во двор, была, по сути, сделана из того же материала, что и завеса, отделявшая святилище от святого святых, — из «голубой, пурпуровой и червлёной шерсти» и «из кручёного виссона», который использовался для остальной части стены.
Однако у ворот были такие же подножия и столбы, установленные на таком же расстоянии, что и у остальной части стены двора. Вероятно, завеса для ворот могла отодвигаться так же, как занавеска на окне или на сцене, когда скиния была «в рабочем положении»: когда израильтянам разрешалось входить и приносить жертвы. Три или четыре столба в воротах никому не могли воспрепятствовать войти во двор.
Высота ограды была «пять локтей» (27:18), или 2,25 м, — значительно ниже, чем скиния в десять локтей. Поэтому верх скинии можно было увидеть за пределами забора, но человеку, стоящему за оградой, было невозможно заглянуть внутрь шатра, если ворота не были открыты.
Текст не говорит о значении или использовании двора, лишь указывает на то, что там находился жертвенник. Ясно, что двор служил местом для жертвоприношений. Кроме того, это была территория, где народ мог собираться по особым случаям, в частности для принесения жертв Господу. По словам Алана Коула, двор «очерчивал внешние границы святости» и обеспечивал «достаточно места» для больших скоплений народа, так как «люди приходили к шатру Яхве только с конкретной целью и обычно только по определённым праздникам». Согласно Чис. 15:14, «пришелец» (неизраильтянин), проживавший среди Израиля, мог принести «жертву в приятное благоухание» наравне с израильтянами. Новый завет о дворе не говорит ничего конкретного.
ЕЛЕЙ ДЛЯ СВЕТИЛЬНИКА
«И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицом Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20, 21).
Скинию освещал светильник. Священники должны были заботиться о том, чтобы светильник горел постоянно. Тот факт, что им было сказано поддерживать огонь «с вечера до утра», обращает наше внимание на то, что огонь должен был гореть не только весь день, но и всю ночь. В светильнике допускалось использовать только особое масло: «елей чистый, выбитый из маслин». Толкователи отмечают, что это было самое лучшее оливковое масло. Это единственное место в книге Исход, где упоминается елей для светильника. Важность постоянного освещения подчёркивается тем, что об этом требовании говорится как об «уставе вечном для поколений их от сынов Израилевых» (27:21).
Текст описывает, как надлежало использовать елей, и подчёркивает важность поддержания горения, но не приписывает елею никакого символического значения. Христиане, читая об этом свете, вероятно, вспоминают слова Иисуса: «Вы свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14–16).
Главой 38 завершается рассказ об изготовлении предметов скинии, начатый в 36:8 (за исключением изготовления одежды священников, которое описывается в главе 39). Она заканчивается перечислением затрат на сооружение. В главе рассказывается об изготовлении жертвенника всесожжения (38:1–7), бронзового умывальника (38:8) и двора, окружавшего скинию (38:9–20).
Сооружение скинии и предметов её обстановки уже описывалось. В этой главе история завершается описанием сооружения двора и его содержимого.
ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ
«И сделал жертвенник всесожжения из дерева ситтим длиной в пять локтей и шириной в пять локтей, четырёхугольный, высотой в три локтя; и сделал рога на четырёх углах его, так что из него выходили рога, и обложил его медью. И сделал все принадлежности жертвенника: горшки, лопатки, чаши, вилки и угольницы; все принадлежности его сделал из меди. И сделал для жертвенника решётку в виде сетки из меди, по краю его внизу, до половины его. И сделал четыре кольца на четырёх углах медной решётки для вкладывания шестов. И сделал шесты из дерева ситтим, и обложил их медью, и вложил шесты в кольца на боках жертвенника, чтобы носить его посредством их; полым из досок сделал его. И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания» (Исх. 38:1–8).
При сооружении «жертвенника всесожжения», которое описывается в 38:1–7, были выполнены указания, данные в 27:1–8. Человек, о котором говорится в этих стихах как о соорудившем жертвенник, — это Веселеил. Начиная с 37:1, текст говорит, что Веселеил сделал ковчег, стол хлебов предложения, светильник и жертвенник курений; здесь сообщается, что он изготовил жертвенник всесожжения. Чтобы эти утверждения были верными, Веселеилу вовсе не нужно было в каждом случае самому лично быть исполнителем работ. Для этого были наняты искусные работники (35:10–19). Веселеил «сделал» всё в том смысле, что он руководил всем строительством.
Нет существенных различий между инструкциями по изготовлению жертвенника, и описанием того, как эти инструкции были исполнены.
ДВОР
«И сделал двор: с полуденной стороны, к югу, завесы из кручёного виссона, длиной в сто локтей; столбов для них двадцать и подножий к ним двадцать медных; крючки у столбов и связи их из серебра. И по северной стороне — завесы в сто локтей; столбов для них двадцать и подножий к ним двадцать медных; крючки у столбов и связи их из серебра. И с западной стороны — завесы в пятьдесят локтей, столбов для них десять и подножий к ним десять; крючки у столбов и связи их из серебра. И с передней стороны к востоку, — завесы в пятьдесят локтей. Для одной стороны ворот двора — завесы в пятнадцать локтей, столбов для них три и подножий к ним три; и для другой стороны — завесы в пятнадцать локтей, столбов для них три и подножий к ним три. Все завесы во все стороны двора из кручёного виссона, а подножия у столбов из меди, крючки у столбов и связи их из серебра; верхи же у них обложены серебром, и все столбы двора соединены связями серебряными. Завеса же для ворот двора узорчатой работы из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и из кручёного виссона, длиною в двадцать локтей, высотою в пять локтей, по всему протяжению, соответственно завесам двора; и столбов для неё четыре, и подножий к ним четыре медных; крючки у них серебряные, а верхи их обложены серебром, и связи их серебряные. Все колья вокруг скинии и двора медные» (Исх. 38:9–20).
Утверждение, что этот отрывок — о сооружении двора, может ввести в заблуждение. Пространство вокруг шатра стало двором скинии, когда оно было отгорожено оградой. В Исх. 27:9–19 даются указания относительно возведения этой ограды; в 38:9–20 рассказывается, как эти указания были выполнены. В двух повествованиях нет существенных расхождений. Незначительные отличия лишь подчёркивают то, что последующий текст не является точной копией предыдущего.
С сооружением двора, в котором стояли жертвенник всесожжения и умывальник, собственно строительство скинии было закончено.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻