Первый блин часто выходит комом. И в международных делах тоже. В 1960 году советский МИД и все задействованные помощники ощутили это в полной мере, когда решили помочь конголезским товарищам строить независимое государство.
В целях оказания помощи новой независимой демократии в Конго по распоряжению Хрущева отправили теплоход «Лениногорск» с грузом продовольственной помощи:
«одну тысячу тонн сахара, 300 тысяч банок молочных консервов, остальное - пшеница»
С сахаром и консервами проблем не возникло, их разгрузили и тут же использовали по назначению. Более того, они пришлись очень кстати, так как заявить, что
«Мы больше не ваши обезьяны» - это, конечно, здорово, но вот решать продовольственные проблемы сложнее, чем делать заявления, отливающиеся потом в граните: в Конго как раз намечался голод. А вот с пшеницей всё пошло совсем не так, как планировалось в Кремле.
Дело в том, что
✅ a)Пшеница была доставлена в виде сыпучего груза. А в портах Конго не имелось оборудования для того, чтобы ее разгрузить.
✅ б)В Конго пшеничный хлеб почти не ели. Для местных жителей это было слишком дорого. Пшеничный хлеб там покупали европейцы-колонизаторы и местные богатеи, которых было немного. Так как спрос был небольшой, пшеничный хлеб пекли из привозной муки. В самом Конго перемолоть пшеницу в муку было нечем, даже если бы ее разгрузили…
Так и подмывает вспомнить финальную сцену в «Ревизоре»: «Вот тебе бабушка и Юрьев день…»
Как это ни удивительно, но такие принципиальные моменты выяснились, только когда 10 августа 1960 года советский теплоход пришел в порт Матади в Конго. Уточнить раньше такие «несущественные мелочи», вроде того, нужна ли вообще именно такая помощь и как ее разгружать, никто не потрудился. Ведь все знают, что настоящий советский человек должен обязательно создать себе трудности, чтобы потом их героически преодолеть.
Поэтому дальше начальство занялось преодолением возникших трудностей, а именно стало усиленно думать, что же делать с грузом, уже пришедшим в Конго. Не везти же пшеницу назад! Что это тогда за помощь получается!
Неделю шла бурная переписка, после чего 17 августа 1960 года ЦК КПСС принял решение:
пшеницу отвезти в Дакар на все том же «Лениногорске». Там зерно разгрузят, перемелют в муку, муку продадут, деньги переведут в Конго, чтобы Патрис Лумумба и его товарищи распорядились ими так, как им покажется не месте удобнее.
«Лениногорск» вышел из Матади и взял курс на Дакар. Но пока советский теплоход шел к Дакару, там 20 августа распалась Федерация Мали. Сенегал стал независимой страной, которую возглавил «французская марионетка Сенгор». Он хоть и считался социал-демократом, но дружить собирался не с СССР, а с Францией, колонией которой Сенегал был совсем недавно.
В связи с такими изменениями политической карты Африки, с учетом того, что официальный контракт, по которому пшеница продавалась, а деньги передавались правительству Конго, не подписывали, а все обговорили только на словах, возникли нешуточные сомнения в том, что придуманную схему получится реализовать. Поэтому приняли решение в Дакаре не разгружаться и срочно искать, куда еще реально срочно сбыть пшеницу.
Следующие две недели советские дипломаты потратили на бурные переговоры сразу в трех странах: Тунисе, Марокко и Гвинее, предлагая всем желающим срочно купить пшеницу по сходной цене. В итоге удалось договориться с Марокко. 16 сентября 1960 года «Лениногорск» встал под разгрузку в Касабланке.
Но было уже поздно. Конголезские товарищи денег за эту пшеницу все равно не получили. Потому что еще 14 сентября, за два дня до того, как «Лениногорск» добрался до Касабланки, Патриса Лумумбу свергли, а захвативший власть Мобуту начал свое правление с того, что разорвал все завязанные предшественником связи с СССР. И ни пшеница, ни выручка от ее продажи стали совсем не нужны.
Вот такая получилась продовольственная помощь.
---------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.