В предыдущей статье о захоронении в с.Лосево уже частично рассматривались воины, погибшие и похороненные частями РККА за с. Колыбелка. Приведем сначала данные паспортов захоронения со списком захороненных воинов, а потом рассмотрим по донесениям о безвозвратных потерях дивизий.
В 1992 году в списке захороненных значится 49 воинов, из которых известны имена у 20 воинов и 29 воинов проходят как неизвестные.
В 2014 году в списке захоронения числится 50 воинов, из которых известны имена у 32 воинов и 18 воинов числятся неизвестными.
Приведем список захороненных воинов в 1992 и 2014 годах.
В списке захоронения 2014 года двое воинов Кротов Павел Тимофеевич и Куранов Федор Ильич оказались внесены два раза.
Начнем с воинов, кто имел первичным местом захоронения с. Колыбелка. Это воины погибшие в составе 219 стрелковой дивизии.
Таких оказалось 38 воинов, кто имел первичным местом захоронения Воронежская обл., Лискинский р-н, д. Колыбелька. В списки воинских захоронений оказались внесенными 12 воинов в захоронение с.Колыбелка, 2 воина в списки захоронения с.Лосево и 2 воина в списки захоронения с Петропавловка. с. Лосево и с.Петропавловка находятся на другом берегу реки Дон и вряд ли возили останки воинов на перезахоронение.
22 воина в списках захоронений не оказалось.
Еще 9 воинов имевших в одном донесении первичным местом захоронения с.Колыбелка, в другом донесении или извещении о гибели имели другое место захоронения д.Прияр ( 7 воинов), д.Грань (1 воин) и д.Шестаково (1 воин).
Из списка лишь один воин был внесен в список захоронения с.Колыбелка и причем дважды.
Что касается остальных воинов внесенных в список захоронения с.Колыбелка, то данные получились следующие.
Четверо воинов внесены из состава 167 сд и внесены ошибочно.
Приведенное на карте местонахождение населенного пункта ошибку показывает наглядно.
Еще трое воинов из состава 37 сбр также были внесены ошибочно.
Еще трое воинов имел первичным местом захоронения с.Осиповка ( с.Петропавловка) на другом берегу реки Дон.
На шесть воинов данные приведем с первичным местом захоронения, как указано в донесении.
На одного воина не удалось найти документов подтверждающих гибель и захоронение в данном районе – Муравьев Иван Павлович.
И остался один воин, внесенный в список захоронения Караванов Федор Иванович. Приведу данные с причиной смерти, как указано в донесении 219 стрелковой дивизии.
И тоже место на другом берегу реки Дон исключает возможность перезахоронения воина в с.Колыбелка, а причина гибели уже морально-этический момент внесения в список захоронения.
Вернемся к захоронению на х.Новая Грань, которое оказалось тоже взаимосвязано с перезахоронением с района с.Колыбелка, а именно с/з а 8 марта. Данного населенного пункта сейчас нет поэтому привяжемся к с.Колыбелка.
Показанный маршрут перезахоронения через р.Дон уже вызывает сомнение в перезахоронении воинов.
Приведем паспорта захоронения Лискинский р-н, х. Новая Грань, братская могила 179.
В 1992 году в списке захоронения числится 154 воина, из которых известны имена у 53 воинов и 101 воин проходит неизвестным.
В 2014 году количество захороненных воинов не изменилось, но установлены и внесены имена 14 воинов.
В списке данного захоронения проходят 7 воинов 96 отдельной танковой бригады погибшие в январе 1943 года и имевшие первичным местом захоронения Воронежская обл., Лискинский р-н, к/з 8 марта, восточнее, 600 м, братская могила. По именному списку потерь в данной братской могиле похоронено 19 воинов.
Удалось найти данные и составить следующий список захоронения.
И снова в списках захоронений оказалась пропущено 10 воинов.
Еще в данном месте производила захоронение своих погибших воинов 309 стрелковая дивизия.
Для наглядности приведем карту нахождения населенных пунктов.
К последующему увековечиванию воинов 309 сд тоже есть вопросы, воины оказались в трех разных захоронениях.
Вот такое получилось исследование по воинскому захоронению в с.Колыбелка. Исследования приведенные в двух публикациях наглядно показывают насколько взаимосвязаны братские воинские захоронения находящиеся в непосредственной близости.
Для статистики и наглядности можно составить следующую таблицу, в которой отражено, сколько и куда числится перезахоронено воинов с первичного места захоронения.
Вот такой результат: 44 воина увековечены правильно, 15 воинов с ошибкой и 96 воинов пропущены в списках захоронения.
Как быть с ошибками и как все это исправить это уже к администрации данного района.
Вывод может быть только один - при внесении воина в список захоронения важно установить первичное место захоронения и принадлежность к дивизии, тогда не будет ошибок. Место гибели, дата гибели и дивизия по сути являются тем трехмерным измерением, которое позволяет определить судьбу солдата правильно и не допустить ошибок при увековечивании.
Помним, Гордимся, Чтим.