Название сети магазинов у дома 7-Eleven можно встретить во всех авторитетных рейтингах франшиз. По мнению Entrepreneur, в 2017 франшиза 7-Eleven стала лучшей в мире. О феномене успеха сети председатель правления Суши Wok Константин Сагалов рассказывает в подкасте «Легендарные франшизы»:
А здесь мы решили резюмировать историю бренда.
Молоко и лёд
Бренд с почти столетней историей появился в 1927 году. Правда, до нынешнего названия было ещё далеко. Всё началось с идеи 25-летнего управляющего заводом по изготовлению льда Southland Ice Company Джо С. Томпсона. Он предложил руководству вместе со льдом продавать товары первой необходимости. Молоко, яйца хранились в ледяной витрине, а купить их можно было по вечерам и по воскресеньям, когда обычные магазины были закрыты. Покупатели довольно быстро уловили преимущества магазина и стали приобретать свежие товары (ведь хранились они среди льда) по дороге домой.
Тотемный маркетинг
Год спустя сеть стихийно начала рекламировать себя. Одна из сотрудниц компании привезла сувенир из путешествия по Аляске. Тотемный столб установили перед первым магазином. Он привлекал внимание и ассоциировался у клиентов с торговой точкой. Довольно быстро магазин обрёл свое название – Tote’m. Нейминг был основан на игре слов: tote – сумка, ноша, переносить, а totem – сам тотем.
Столб приманивал покупателей. Удачную идею решили масштабировать и поставили тотемы перед всеми магазинами сети. В первый магазин даже наняли жителя Аляски, раскручивая тему столба.
Товары для спасения
Великая депрессия не пощадила Southland Ice Company. Чтобы выжить, облигации компании пустили в продажу. Так владельцем компании стал совет директоров.
В начале 30-х в Tote'm Stores начали продавать товары, которые существенно увеличили поток клиентов. Догадываетесь? Это пиво и ликёр. Торговля алкоголем принесла хороший финансовый результат, сеть не просто выжила, но и приобрела репутацию, лояльных клиентов и популярность.
Без обеда и выходных
С 1933 года магазины стали работать 7 дней в неделю с 7 утра до 23 вечера. Такого графика работы прежде никто не практиковал. В 1946 году эту уникальность решили отразить в названии. До сих пор минимаркеты называются 7-Eleven, хоть режим работы давно изменился.
50-е и покорение Америки
Сеть 7-Eleven вышла за пределы Техаса и начала открывать новые магазины во Флориде, Мэрилэнде, Вирджинии и Пенсильвании. К 1952 году в США работало уже более 100 минимаркетов 7-Eleven. Джо С. Томпсон в 1961 году благодаря доходам сети смог выкупить тот самый завод по производству льда Southland Ice Company. Он начал реорганизацию бизнеса. Завод стал корпорацией The Southland Corporation, но воплотить все свои идеи мистер Томпсон не успел. После смерти Джо С. Томпсона в 1961 году развитием компании занялся его сын Джон.
Круглосуточные нововведения
Уже год спустя магазин 7-Eleven в Остине (штат Техас) перешёл на круглосуточный режим работы. Целевой аудиторией точки были студенты. Для многих из них ночное время было удобным для шоппинга. Согласно другой версии один из магазинов сети не закрылся, обслуживая болельщиков после футбольного матча. Так или иначе, опыт круглосуточной работы оказался успешным, и вскоре ещё несколько магазинов изменили график обслуживания посетителей. Бренд был настолько узнаваемым, что название минимаркетов менять не стали.
В 30-е годы сеть начала продавать молоко собственного производства. И запустила стимулирующую акцию: 6 крышек от бутылок молока можно было обменять на билет в кино. Понимая значение появляющегося телевидения, в 1949 году 7-Eleven сняла свою первую телерекламу и продолжила открывать новые точки.
Вскоре после открытия 1000-го магазина (в 1963 году), корпорация задумалась о масштабировании по франшизе.
Как поглощение конкурентов привело к появлению франшизы 7-Eleven
Лучший способ обойти конкурентов – купить их. В 1964 году The Southland Corporation выкупила 126 продуктовых точек Speedee Mart в Калифорнии, но при этом ощутила потребность в ресурсах человеческих и финансовых. Нужно было управлять новыми магазинами и восполнять дефицит в бюджете. Корпорация 7-Eleven запустила франшизу. Этот шаг был грандиозным решением, который позволил развить бизнес до небывалых размеров.
В 1969 сеть насчитывала уже 3500 точек. Тогда же компания решила попробовать свои силы на международном рынке. Новой страной присутствия стала Канада. Стратегия покорения была незатейлива, но очень хитроумна: магазины сети открывались в пригородах и в районах, которые были слишком малы для крупных супермаркетов.
Мировое господство 7-Eleven
В 70-е годы минимаркеты начали появляться по всему миру. В отличие от многих франчайзеров, выбравших для себя рынок Европы, сеть обратила внимание на перспективные азиатские страны. В 1971 году 7-Eleven пришла в Японию. За десятилетие магазины сети открылись по всеми миру: Малайзия, Филиппины, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Гуам, Швеция, Великобритания, Австралия, Мексика, и это не полный список стран! Более 2500 торговых точек появилось только за пределами США. Интересно, что у американцев была одна стойкая ассоциация с 7-Eleven, которой не существовало у жителей других стран.
Бензин в меню
Благодаря тому, что в 30-годы мистер Томпсон заинтересовался разработкой нефтяных месторождений, 7-Eleven начала организовывать заправочные станции при магазинах. Так что в родной стране сеть продавала не только товары первой необходимости, но и бензин.
Кроме того, с 30-х годов компания создавала собственные продукты питания. А в конце 70-х годов корпорация сделала ставку на автозапчасти, выкупив калифорнийскую компанию Chief Auto Parts. Некоторое время бизнес приносил доход, но затем произошёл крах фондового рынка.
Японское спасение
Чтобы спасти бизнес, Джон Томпсон принял решение выкупить корпорацию у акционеров. Ему пришлось продать Chief Auto Parts и сотни точек 7-Eleven. Наибольшую прибыль приносили магазины в Японии, но и это не могло в полной мере спасти положение. В 90-е годы компания объявила о банкротстве. 70% корпорации выкупил японский филиал Ito-Yokado. У Джона осталось лишь 5%.
Японские магазины сети – передовые. Это касается как ассортимента товаров, так и меню закусок. По сути, японские 7-Eleven – это экосистемы, ориентирующиеся на потребности своих покупателей.
Секрет популярности франшизы
Успех франшизы заключается в том, что товары на прилавках магазина не задерживаются. Аналитика из ERP позволяет отслеживать динамику спроса. В линейке товаров по-прежнему есть позиции собственного производства (в том числе, вино). В магазинах можно перекусить, выпить кофе, воспользоваться банкоматом и услугами почты, оплатить счета.
Каждый метр магазина используется с умом: для выкладки товаров или для рекламы. Причём разместить правильно продукцию на полке может любой сотрудник магазина. Франчайзер проводит обучение работников, при этом подготавливает универсальных профессионалов. Один и тот же сотрудник может грамотно сделать выкладку, проконсультировать покупателей, приготовить кофе и принять оплату за покупку.
Крупнейшая сеть минимаркетов сегодня представлена 64 тысячами точек. Лишь 1 тысяча магазинов – в собственном управлении. Остальные 63 тысячи – это франчайзинговые точки (большинство из них находится в Японии). Что тут скажешь? Такой популярности может позавидовать любой франчайзер.