Найти тему

✅Если после инсульта в речи сохранны обрывки фраз, эффективным оказывается договаривание

Что это значит?

Речь вашего близкого односложная. Не получается сформулировать фразу, высказать мысль.

Но отдельные слова «выскакивают». Знакомо?

В таком случае подключаем договаривание фраз. Замечательно идут пословицы и поговорки. Мы начинаем, а наш ученик заканчивает, проговаривая последнее слово. Например, вы: «Тише едешь, дальше…», он заканчивает «будешь».

Здесь важно интонационно ярко проговаривать начало и неожиданно оборвать фразу на предпоследнем слове, стимулируя, как бы «на автомате» ее завершить.

С первой попытки, возможно, не будет желаемого результата. Мы берем пять пословиц, каждую два-три раза стремимся проговорить совместно. Если пауза перед последним словом затянулась на 5-10 секунд – сами закончите фразу. И сразу же ее вновь проговорите, оставив последнее слово ученику.

В таком ключе - пройтись по пяти пословицам в первое занятие будет достаточно. Даже если не получилось с договариванием, мы трижды проговорили каждую и дали образец. На следующий день повторяем упражнение. Обычно два-три дня дают сдвиги, и хотя бы некоторые пословицы удается совместно проговорить. Добавляем новые. Вы сами почувствуете, что «процесс пошел», и можно разнообразить материал, и увеличивать его количество.

Особенности и вариации предыдущего упражнения

В некоторых случаях при равных стартовых условиях (речь односложная, не получается сформулировать фразу, высказать мысль, а отдельные слова «выскакивают»), договаривание пословиц и поговорок может «не пойти». Связано это с особенностями поражения определенных речевых центров. С такой проблемой (выпадение из автоматизированной речи поговорок и пословиц) чаще сталкиваются люди с сенсорной афазией.

С ними работа по восстановлению понимания смысла поговорок проводится на другом этапе коррекционного процесса.

Уместным будет использование вместо договаривания пословиц и поговорок, договаривание предложений с жестко заданным и понятным финалом, не требующим обдумывания. Например:

· В саду поспели яблоки и … (груши).

· Дедушка читает свежую … (газету).

· На небе ярко светит … (солнце). И тд.

Предлагаем 5-10 предложений, каждое два-три раза стремимся проговорить совместно. Если пауза перед последним словом затянулась на 5-10 секунд – сами закончите предложение. И сразу же вновь его проговорите, оставив последнее слово ученику.

В следующий раз повторяем упражнение, добавив несколько новых предложений с устойчивым контекстом. Постепенно за одно занятие вашему близкому человеку будет удаваться договорить несколько десятков предложений.

Действуйте! И у вас всё получится!!!

#ЛогопедПослеИнсульта #ВиктороваЛогопед #речьПослеЧМТ #речьПослеИнсульта #афазиолог #ВиктороваАлександраВикторовна #инсульт #афазия