Закреплено автором
00:23
✅Викторова Александра Викторовна
✅ Давайте знакомиться!
4 месяца назад
Видео
Статьи
✅Инсульт и ЧМТ. Откаты назад. Отрицательная динамика
Да. Такое случается и нередко, и не только у людей после тяжелых болезней, но и у нас с вами. Незакрепленные навыки имеют свойство теряться. А на человека после серьезного сбоя в работе головного мозга влияет многое. Изменение погоды. Скачок атмосферного давления. Падение атмосферного давления. Жара. Плохой сон. Боли где-либо в теле. И многое другое способно в моменте снизить работоспособность мозга. Как следствие, то, что вчера удавалось легко, сегодня может сбоить. Это касается и двигательных навыков, и речевых...
✅Глаголы. Часть 4. Картинки+подписи к ним - после инсульта и ЧМТ
«Подписывание» картинок ценно не только с точки зрения восстановления активного и пассивного глагольного словарного запаса, но и с точки зрения восстановления письменной речи. Это ценный этап восстановительной работы с афазией, на котором советую задержаться. Суть упражнений заключается в соотнесении картинок с изображенным действием и карточек, на которых написаны соответствующие картинкам слова-действия. Начинаем работу с двумя глаголами. Например, СПИТ и ИДЁТ. Подбираем картинки с изображением разных субъектов, которые совершают выбранные действия (идут, спят)...
1 прочтение · 3 месяца назад
✅ От глагола к фразе после инсульта и ЧМТ
Немного теории для понимания сути процесса. Итак, в работе по восстановлению глагольного словаря мы проходим следующие этапы: 1. Сопряженная, а позже – отраженная вербализации всех выполняемых учеником действий, заданных вами. («Посмотри, возьми, покажи…») Ученик, выполняя действия, говорит то, что он делает: «Показал часы», «Взял чашку» и т.д. 2. Задаем вопросы ученику о ваших действиях и закрепляем его ответами проговаривание чужих действий. («Что я сделала?» «Ты взяла чашку») Это важно! Существенной является данная последовательность в освоении обозначения словом действий...
✅А все ли глаголы равнозначны?
Глагол – это та часть речи, которая является связующим элементом в предложении и обусловливает его структуру. Например, в предложении «Бабушка вяжет шарф» именно глагол «вяжет» задает основной смысл предложения и определяет, что в нем должны быть названы два аргумента глагола: тот, кто вяжет, и то, что вяжут. Традиционно считается, что при афазии труднее употреблять глаголы с более сложной аргументной структурой. Например, глагол «читать» сложнее, чем глагол «бегать», поскольку имеет, как правило,...
✅Глаголы. Часть 3. Фразы с жестким контекстом.
Дополнительно к описанным выше заданиям по восстановлению глагольного словаря, добавляем упражнение на завершение фразы с жестким контекстом с пропущенным глаголом. Например, вы читаете фразу: «Тише едешь – дальше…», делаете паузу, стимулируя нашего ученика договорить слово-действие «будешь». Если пауза затянулась более 10 секунд, повторите еще раз. Пауза. И, если ответа не последовало, сами доскажите глагол. А затем сразу повторите эту же фразу с паузой, оставив последнее слово ученику. · Любишь...
✅Глаголы. Часть 2. Комментирование своих и чужих действий после инсульта и ЧМТ
Занятия по слуховому восприятию глаголов дополняем новыми упражнениями. Теперь помимо восприятия на слух инструкции и актуализации пассивного глагольного словаря, добавляем задания на стимулирование самостоятельного включения глаголов в речь. Делаем это так. Вы совершаете определенное действие, называя его, и просите нашего ученика повторить эти слова: «Я встала. Что я сделала? …». «Теперь я сижу. Что я делаю?...». «Я буду спать. Что я делаю? …». На данном этапе нам не нужно требовать склонять правильно глаголы...
✅Глаголы. Часть 1. Слуховое восприятие после инсульта и ЧМТ
При грубых нарушениях, начинаем работу с глаголами, а именно с восприятия их на слух. Если это умение не пострадало – отлично, мы выполняем предложенное здесь упражнение и переходим на следующий этап. А если есть трудности с пониманием инструкций, на какое-то время задерживаемся на выполнении ряда подобных заданий. Описание упражнения. Вы озвучиваете инструкции: «Посмотри на меня», «Посмотри в зеркало», «Посмотри в окно» и тд. Задача нашего ученика – совершать соответствующие двигательные действия...
✅ЦЕННОСТЬ ФРАЗЫ А знаете ли вы, что после инсульта и ЧМТ нарушения речи моторного характера включают в себя выпадение предикативного (глагольного) словаря? И это лишает человека возможности общаться фразовой речью. Оставшиеся существительные и единичные глаголы в неопределенной форме без грамматического согласования не способны помочь говорящему донести мысль адресату. Называется это телеграфный стиль. Например, «Каша, быть, окно… ммм, дома». Ощущаете катастрофический дефицит глаголов? В таком случае занятия направлены на стимулирование у нашего ученика глагольной лексики, активизацию глобального чтения и письма. Как следствие кропотливой работы – мы сможем восстановить базовую фразу – существительное+глагол. Станет возможной полноценная передача смысловой нагрузки и продуктивная коммуникация. Варианты коррекционной работы с глагольным словарем рассмотрим с вами подробнее.
✅Закончить фразу
Еще один вариант упражнения на договаривание фразы. Мы с вами начинали подобную работу с предложений с жестким контекстом: «На небе ярко светит … (солнце)». По мере усвоения нашим учеником данного материала, а критерием служит уверенное завершение предложений, переходим к причинно-следственным предложениям. А точнее, к договариванию вашим близким последнего слова в них. Начинаются они со слов «чтобы» и «если». Чтобы забить гвоздь, нужен … (молоток). Чтобы нарубить дров, нужен … (топор). Чтобы сварить суп, нужна … (кастрюля)...
1 прочтение · 4 месяца назад
✅Сегодня вспомнился мой первый день работы афазиологом в сосудистом центре
Сложно представить, но… В тот день ни один пациент меня не увидел… А всё потому, что я просидела весь день в ординаторской, закопавшись в их историях болезни. Скажу сразу, в тот день не было непосильного объема бумажной работы. Нет. Мне просто было страшно… Да-да, вам не показалось. Кто знаком со мной лично и знает меня, как специалиста, скорей всего, сейчас открыли рот от удивления. Но было именно так. Мне было страшно. С моим педантизмом и гиперответственным отношением к работе, в тот день я чувствовала робость и неуверенность...
✅Подсказка: выбор из двух вариантов. Работает ли? Вы периодически встречаете у меня подобную формулировку. Выбор из двух вариантов. О чем это? Давайте разберемся. В случае, когда мы успешно выполняем задание на базовом уровне, нам необходимо перейти на более сложный, самостоятельное называние либо показывание по словесной инструкции картинок, букв, цифр и т.д. Мостиком к этому переходу служит наша подсказка, когда ученику предлагаем выбрать необходимый ответ из двух. Как правило, это значительно облегчает задачу. Например, "На небе ярко светит...", если пауза затянулась, даем подсказку: "На небе ярко светит...яблоко или солнце?" Мозг быстро улавливает суть и на лету выхватывает необходимое. Как это работает - смотрим видео
✅Однажды я столкнулась с неожиданной проблемой в работе с пациентом после инсульта
На занятии с одним из пациентов отделения реабилитации сосудистого центра уловила некоторые сложности при выполнении им определенных заданий. Трудности не были связаны с его речевым нарушением. Странным мне показалось, что подобные упражнения на чтение то получается выполнить, то возникает напряжение. Хотя задания были равнозначными. Проанализировав предложенные в разные дни материалы, я заподозрила снижение зрения у моего пациента. Так как часть текстовых заданий была напечатана крупными буквами, а часть очень крупными...