Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ по тексту А. Толстого о критике «Есть люди, которые отрицают значение критики...»

Вариант 5 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько) (1)Есть люди, которые отрицают значение критики. (2)В этом есть доля истины, потому что критика часто становится между писателем и читателем и уничтожает ту непосредственность восприятия искусства, которая есть самое ценное в нём. (3)Писатель от читателя должен быть только на расстоянии руки, держащей книжку. (4)Но критика существует и будет существовать. (5)Будем искать в ней не вред, а пользу. (6)Аппарат искусства состоит из трёх данностей. (7)Первое: писатель воспринимает впечатления от окружающей жизни; они собираются, как в фокусе, в его сознании. (8)Из тысячи разбросанных частей создаётся целое. (9)Из тысячи отдельных черт, увиденных среди людей, слагается тип. (10)Из тысячи воль, которые он воспринял, бродя среди жизни, слагается одна воля. (11)Это есть восприятие материала. (12)Второе: писатель превращает воспринятые эмоции, факты и мысли в материю искусства. (13)Третье: продукт творчества возвращае
Оглавление

Вариант 5 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)

Исходный текст:

(1)Есть люди, которые отрицают значение критики. (2)В этом есть доля истины, потому что критика часто становится между писателем и читателем и уничтожает ту непосредственность восприятия искусства, которая есть самое ценное в нём. (3)Писатель от читателя должен быть только на расстоянии руки, держащей книжку. (4)Но критика существует и будет существовать. (5)Будем искать в ней не вред, а пользу.
(6)Аппарат искусства состоит из трёх данностей. (7)Первое: писатель воспринимает впечатления от окружающей жизни; они собираются, как в фокусе, в его сознании. (8)Из тысячи разбросанных частей создаётся целое. (9)Из тысячи отдельных черт, увиденных среди людей, слагается тип. (10)Из тысячи воль, которые он воспринял, бродя среди жизни, слагается одна воля. (11)Это есть восприятие материала. (12)Второе: писатель превращает воспринятые эмоции, факты и мысли в материю искусства. (13)Третье: продукт творчества возвращается обратно в ту среду, откуда оно было извлечено, то есть к читателю.
(14)Что же делает критика и что должна она делать в этом процессе? (15)Критика мешает непосредственности наблюдения; каждый видит по-своему, и это есть самое ценное — увидеть. (16)Критика указывает: смотри не так, а эдак. (17)И видения не получается. (18)Это вредная роль критики.
(19)Критика способна вмешиваться в интимнейшие законы творчества,
подсовывать свои рецепты, рекомендовать свои теории. (20)Это вредная роль критики (пироги начинает печь сапожник). (21)Но ещё критика вмешивается и в восприятие читателем искусства. (22)Сколько примеров, когда большой художник был затравлен и не воспринят публикой. (23)Сколько примеров, когда бездарность возводилась в гении. (24)Всё это вредная деятельность критики.
(25)Какова её истинная роль?
(26)В подавляющих случаях человек, берущий на себя смелость написать и напечатать роман, стихи, пьесу и т. п., не имеет достаточного багажа: ни развития, ни умения обобщать, ни опыта жизни. (27)Это понятно: пыл творчества появляется на заре жизни. (28)Часто молодой писатель это только талант. (29)То же и о читателе. (30)Воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его. (31)И опять самый яростный читатель молодой, начинающий путь жизни.
(32)И здесь выявляется важная и нужная роль критики: быть школой для читателя и писателя, быть университетом, энциклопедией, повышать культурный уровень того и другого.
(33)Развернувшаяся вокруг темы «писатель критик читатель» дискуссия показывает, насколько сейчас важна и остра задача критики. (34)Её обязанность поднять культуру и писателя, и читателя.
(По А. Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) русский и советский писатель, общественный деятель.

Сочинение:

Какова роль истинной критики в жизни писателя и его читателей? Над этим вопросом задумывается А.Н. Толстой в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о данной проблеме, автор говорит о недостатках существующей литературной критики. К сожалению, зачастую критик начинает "вмешиваться в интимнейшие законы творчества, подсовывать свои рецепты, рекомендовать свои теории". Из-за критических трудов одарённые писатели могут оказаться затравленными, а бездарности, напротив, возведенными в гении. Тем самым категоричная и субъективная оценка творчества вредит писателям, грубо вторгается в процесс создания произведений.

Продолжая размышления о критике, А.Н. Толстой также описывает, чем она может быть вредна для читателя. "Критика мешает непосредственности наблюдения", "указывает: смотри не так, а эдак" (предложения 15, 16). Чтение — трудный интеллектуальный процесс, он субъективен. Выполняя эту работу за читателя, критик мешает получить от чтения удовольствие и пищу для ума.

Данные примеры дополняют друг друга: плохая критика вредит не только писателям, но и читателям. Нельзя допускать вмешательства в творческий процесс, а также лишать читателей непосредственного видения.

Автор считает, что литературная критика крайне важна: она должна быть "школой для писателя и читателей", "повышать уровень того и другого". Таковы задачи истинной критики, не вредящей писательскому искусству и не мешающей читателям.

Нельзя не согласиться с позицией автора. Я считаю, что далеко не каждая критическая статья, заметка, рецензия может принести пользу. Настоящий критик стремится повысить культурный уровень писателей и читателей. Такими мастерами были Белинский, Герцен, Добролюбов. Эти критики уважительно относились к творчеству писателей и поэтов, помогали читателям разглядеть скрытые смыслы, понять произведения на новом, более высоком уровне. Их вклад в литературу сопоставим с вкладом великих писателей.

Итак, истинная критика должна возвышать читателя, способствовать росту и совершенствованию творцов. Её влияние направлено на развитие литературы, повышение уровня культуры.

Разбор каждого этапа сочинения:

-2

📝 Подпишись, чтобы не пропустить новые сочинения!

🔍 Ищешь сочинение? Напиши в комментариях задание, составим образец ✍️