Найти в Дзене
History Empires

"Божья коровка", - называли его одноклассники: А оно вон как вышло-то

Оглавление

«Кто? Вячеслав!? Да не может быть! Да вы, должно быть, его с кем-то путаете».

Примерно так бы среагировал человек, знававший Вячеслава Менжинского до революции. Интеллигентный застенчивый гимназист, имеющий по всем предметам отличную оценку. Что-то там пытавшийся писать в стиле декадентства — направления в литературе, призывающего освободить искусство от материалистических забот и раскрепостить мораль.

А оно вон как вышло-то… Ни много ни мало, а глава советской тайной полиции.

Одноклассник Колчака

Он из дворянской семьи. Родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Его отец, обрусевший шляхтич, был довольно известен в аристократических кругах Петербурга. Рудольф Игнатьевич, профессор Римско-католической духовной академии, преподавал историю в двух элитарных столичных корпусах — Пажеском и Петербургском кадетском.

В начальных классах, а Вячеслав учился в 6-й Санкт-Петербургской гимназии, его одноклассником был Александр Колчак. Будущего адмирала перевели, а по другим сведениям — выперли за плохое поведение и оценки в Морское училище.

О нем говорили как о тихом и застенчивом ребенке. «Божья коровка», как называли Вячеслава ученики, был, как у нас говорят, «весь в учебе». «Слава, да оторвись ты на минутку от книжки. Пойди уж побегай с друзьями на школьном дворе», — говорили ему учителя.

Друзьями у него были книги. С самого детства он интересовался литературой и иностранными языками. Рассказывают, что Менжинский изучал языки всю свою недолгую жизнь. Правда это или нет, но он знал 19 иностранных языков.

Вячеслав Менжинский.
Вячеслав Менжинский.

При нем всегда были несколько больших тетрадей, куда он записывал стихи. Правда, нигде они так и не были изданы, а, соответственно, никто так с ними и не познакомился. Жаль.

В том, что в 1893 году Вячеслав окончил гимназию с золотой медалью, не было ничего удивительного. В том же году он продолжил учиться на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.

«Маленькие радости на день, маленькие радости на ночь»

К революционному движению, которым тогда, казалось бы, не интересовались только университетские дворники, Вячеслав не испытывал никакого влечения. Все свое свободное от учебы время он проводил в литературном кружке Юрия Верховского, будущего русского поэта.

Верховский, также как и Менжинский, учился в университете. Правда, на другом факультете, — историко-филологическом. У семьи Верховских под Петербургом было большое имение и каждое лето Юрий приглашал туда членов своего литературного кружка.

Именно там Михаил Кузмин, русский литератор и композитор, широко известный в период так называемого Серебряного века, читал свои первые стихи.

Начинающий талант в будущем станет не только крупнейшим поэтом Серебряного века, но, пожалуй, и самым скандальным, так как не скрывал свою сексуальную ориентацию. Будущий член советского правительства, нарком иностранных дел Георгий Чичерин был близким другом Кузмина. Возможно, болтали острые язычки, не только другом.

Юрий Верховский и Михаил Кузмин.
Юрий Верховский и Михаил Кузмин.

Верховский и его друзья по кружку решили помочь Кузмину. Они собрали средства для выпуска сборника стихов и прозы Кузмина полуторатысячным тиражом. Кузмин, конечно же, был в восторге.

Менжинский, узнав об этом, упросил Верховского, чтобы в этом сборнике опубликовали его декадентскую повесть, над которой он как раз трудился.

Краткий сюжет повести был такой.

В рабочей школе между молодым учителем и учительницей, которая гораздо старше его, происходит бурный роман. По прошествии определенного времени они женятся. Но молодой муженек вскоре понимает, что этих ощущений ему мало, и он заводит роман на стороне с молоденькой секретаршей. В конце концов троица начинает жить вместе.

Сочинение изобиловало экстравагантными постельными сценами. Верховский, прочитав черновик, присланный ему Менжинским, был вынужден вычеркнуть из рукописи некоторые вещи. «Помилуйте, Вячеслав Рудольфович, вот эти описания выходок ваших героев не пропустит цензура. Это же извращение какое-то! Ну надо же, какое у вас воображение. В ватерклозете втроем!».

Верховский вычеркнул еще кой-какие эпизоды и предложил назвать произведение «Роман Демидова», отвергнув предложенные Менжинским вычурные и эпатажные названия: «Маленькие радости на день, маленькие радости на ночь», «Запоздалые приматы» и другие в таком стиле.

В 1905 году сборник стихов и прозы вышел в свет. Его тираж составлял 1,5 тысячи экземпляров. Литературные критики были в восторге от творчества Кузмина, тогда как на повесть Менжинского «Роман Демидова» буквально никто не обратил внимания. Ни критики, ни читатели.

В 1907 году Менжинский вновь попытался удивить публику своими литературными талантами. В своих поэмах «Иисус» и «Из книги Варавва» он захотел развенчать библейский сюжет. К слову, Иисус в его произведениях предстает как эпилептик-самоубийца.

Менжинского опубликовали в литературном альманахе «Проталина». Но его две поэмы затерялись среди произведений более талантливых авторов, таких как Маршак, Блок, Ремизов и Кузмин.

Проще говоря, он не выдержал конкуренции.

Разругался с Лениным

За повествованием истории литературного творчества нашего героя мы как-то упустили его революционную составляющую. И если раньше Вячеслав Рудольфович никак не интересовался политикой, то вот в новом, ХХ веке, на него эта «благодать» снизошла.

Он, окончив в 1898 году университет, стал преподавать в вечерне-воскресных школах для рабочих. Вот тогда-то он всерьез увлекся революционными идеями. Может быть свободного времени стало больше?

В 1902 году Менжинский вступил в РСДРП. Буквально на следующий год он расстается со столицей и едет по поручению партии в Ярославль. Там он устраивается в управляющую контору, курирующую строительство Вологодско-Вятской железной дороги.

Но это было только прикрытие. На самом деле он входил в состав Ярославского подпольного комитета РСДРП и отвечал за военные вопросы. К примеру, в 1905 году он собирал и анализировал информацию о русско-японской войне.

В конце 1905 году Менжинский вернулся в Петербург, где вскоре был арестован за участие в революционном подполье. В тюрьме он пробыл недолго. Выхлопотал освобождение под залог, а затем сбежал.

В 1907 году он покинул Россию, жену и двоих своих детей на долгие десять лет. Бельгия, затем Швейцария, Франция. В Швейцарии Менжинский переругался с лидером большевиков Владимиром Ульяновым.

Вячеслав Менжинский.
Вячеслав Менжинский.

Он обвинил Ленина в присвоении шести тысяч рублей, полученных от российских меценатов. Обозвал его революционной вертихвосткой, а всех его приближенных «кланом партийных конокрадов».

Интеллигенты-большевики создали свою партийную фракцию «Группа «Вперед». В ней, кроме Менжинского, состояли Луначарский, Богданов и Красин.

Разругавшись в Швейцарии с большевиками-ленинцами «неврастеник-декадент», как его называли некоторые товарищи по партии, уехал во Францию, где нашел неплохую по тем временам работу. Он устроился в банк «Лионский кредит».

Что самое интересное, в эмиграции Менжинский написал еще одну повесть. И, как всегда, эпатажную. Сюжет следующий.

В публичном доме проститутки объявляют забастовку. Не просто так, а под красным революционным стягом. Черносотенцы-полицейские устраивают погром, насилуя всех подряд. Пролетарии, узнав об этих бесчинствах, спешат на помощь пролетариям публичного дома.

То есть это была такая галиматья, что в начале 30-х годов чекисты провели целую операцию, чтобы выкрасть из парижского архива рукопись этой повести. Опасались, что сочинение выползет наружу, а западные спецслужбы, ознакомившись с его содержанием, начнут шантажировать главу ОГПУ.

Главное достоинство — молчание

После Февральской революции 1917 года Менжинский вернулся на родину. Ленин, заинтересованный в людях, пошел на примирение со многими «старыми» большевиками. «Понадобится, мы будем говорить хоть с чертом. И улыбаться этому черту. Если это будет стране на пользу», — высказался по этому поводу Владимир Ильич, беседуя с Александрой Коллонтай.

В числе этих «старых» большевиков был и Вячеслав Менжинский. После Октябрьской революции ему доверили пост наркома финансов молодой советской республики. Он все же имел опыт работы в банковской сфере, пусть и за границей.

Одновременно его ввели в состав Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Ну а что? Удобно же. Днем руководишь комиссариатом финансов, а по вечерам с вооруженными отрядами опустошаешь банковские сейфы. Оговорюсь, что так поступали только с теми банкирами, которые добровольно не захотели расставаться с ценностями, хранившимися в банковском учреждении.

Учитывая его образование и знание нескольких европейских языков, казалось бы, что вот он, Менжинский, готовый дипломат. И на самом деле, его весной 18-го отправили консулом в Германию, где он провел полгода. Кстати, это было очень серьезное назначение, учитывая тогдашнюю политическую ситуацию.

Ноябрьская революция в Германии разрушила все его планы на дипломатическую карьеру. Германия разорвала дипломатические отношения с РСФСР и, соответственно, все советские дипломаты были высланы из страны.

Менжинский с сыном.
Менжинский с сыном.

В ВЧК он вернулся в конце 1919 года. Ему поручили управлять двумя важнейшими отделами — иностранным и особым. Почему именно ему? А дело в том, что он был образованным и честолюбивым человеком. Но в то же время у него была отрицательная черта его характера. Менжинский был нерешительным и не обладал лидерскими качествами. А такие люди во власти ценились всегда.

Честолюбие толкало его к исполнительности, а вот нерешительность сдерживала его от каких-либо поползновений подняться на вершину власти.

Он даже пламенных речей произносить не мог. Они давались ему с большим трудом. Есть очень интересный показательный случай с его участием.

На одной из конференций ОГПУ Менжинский должен был выступить с длинной речью, в которой были бы отражены успехи и достижения ведомства. Глава ОГПУ выступил, но вместо речи произнес: «Товарищи, главное достоинство чекиста — молчание». После этого он молча сошел с трибуны и сел на свое место в президиуме.

Когда в 1921 году было учреждено Секретно-оперативное управление ВЧК РСФСР, его руководителем также назначили Вячеслава Менжинского. С 1923 года Вячеслав Рудольфович становится первым заместителем председателя ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление).

Дзержинский, занятый другими важными партийными и государственными делами, мало уделял времени управлению советскими спецслужбами. А уж когда он в феврале 1924 года возглавил Высший совет народного хозяйства и занялся вопросами управления хозяйством СССР, то Менжинский фактически был во главе силового ведомства.

В 1926 году, после смерти Феликса Дзержинского, Вячеслав Менжинский возглавил ОГПУ. Есть мнение, что это было на руку Сталину. С помощью Менжинского он задействовал ОГПУ в политической борьбе за власть с его противниками. Что бы ни говорили, а вклад Менжинского в победу Сталина достаточно велик.

В истории СССР, а, пожалуй, и России еще не было такого необычного главы тайного ведомства. Подчеркнуто вежливый, замкнутый и нелюдимый, он по вечерам в одиночестве музицировал или читал. Ему было безразлично , на каком языке издана книга, ведь он знал чуть ли не 19 иностранных языков.

Его подчиненные шутили про него, что, мол, таких людей подобного типажа в их ведомство чаще приводят под конвоем. Конвоя Менжинскому счастливым образом удалось избежать, в отличие от своих последующих коллег.

Вячеслав Рудольфович стал рекордсменом на своем посту. В сталинские времена дольше него никто не засиживался на этом посту. А вот «писатель-декадент» смог.

Менжинский умер в мае 1934 года. В последнее время он много болел. Порой, не вставая с постели, проводил коллегии у себя в квартире. Сказались старые травмы, полученные им еще до революции в дорожной аварии. Живя в Париже, он попал под автомобиль.

В его честь были названы называли улицы советских городов, военные учебные заведения, воинские части.

📌 Вашему вниманию: