Найти тему

Перестаньте убеждать и продавать идеи. Помогайте другим решиться

После мастер-класса для руководителей ко мне подошел участник со словами:

— Артём, спасибо большое за выступление! Мне тут через неделю предстоит с вице-президентом общаться, я хочу ему продать идею по автоматизации одного процесса. Теперь буду думать, какую историю для этого рассказать.

Автор: Артем Мушин-Македонский — заведующий кафедрой «Сторителлинг» Академии социальных технологий, консультант по развитию организаций с помощью историй, основатель Академии Historia.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Я спросил:

— Вы позволите, я дам небольшой комментарий?

Он кивнул, и я продолжил:

— Попробуйте посмотреть на эту задачу так, как мы смотрели только что на обучении: не «Какую историю мне рассказать, чтобы продать идею?», а «Какая история поможет ему решиться эту идею у меня купить?».

Мой собеседник задумался и через пару мгновений сказал:

— Да, так как-то попроще думать об этом.

Я спросил его, какой случай или эпизод помог ему решиться в принципе предлагать эту идею вице-президенту. Он практически сразу вспомнил конкретный эпизод, который несет четкий смысл: «Автоматизация этого процесса действительно нужна».

Я не знаю, сработает эта история или нет, но по его лицу было видно — этот эпизод он может рассказать с особой отдачей. Ведь чаще всего самые сильные истории, которые мы можем рассказать — это те истории, которые помогли нам самим на что-то решиться.

За пять лет, что я исследую способы подбора историй под задачу, я не раз замечал, что чаще всего рассказчикам мешает не отсутствие навыков сторителлинга, а неправильный фокус.

Думая о том, чего мы хотим добиться своей историей, мы порой забываем о слушателе. И с таким фокусом даже самые сильные истории звучат очень напряжённо.

Но как только мы меняем фокус и начинаем думать о том, какую пользу эта история должна принести, всё неожиданно меняется к лучшему.

Последовавшие несколько недель я в разных группах экспериментировал с разными версиями вопроса:

— О каком случае из вашего прошлого стоит услышать вашему собеседнику, чтобы ему было проще решиться поступать не так, как раньше?

Ни разу этот вопрос не дал осечки — задумавшись над ним, участники очень быстро обнаруживали в памяти нужную историю. И рассказывали они ее без надрыва — их речь ощущалась как подарок, который они хотят сделать своим слушателям!

Как вам такой способ подбора историй?