Найти тему
Книга ботаника

Фитотерапевты на Руси. Почему все-таки люди верят в колдовство? Часть 5. Заключение.

В настоящее время колдовство практически умерло, даже в деревнях. Везде провели интернет, печатается много литературы и люди могут позволить себе ее читать, потому что могут. Понимание, что услуга, пусть даже колдовство, тоже должна оцениваться качественно, все-таки пришло, а астрологи и колдуны этого предоставить не могут, а вот отзывы о работе и гласность с помощью интернета распространиться может за несколько часов. 

Гомеопатия оказалась живучее колдовства, и ее препараты до сих пор могут продаваться в аптеках. Кроме того, несмотря на отлучение гомеопатии от научного общества РАНом, статусные фитотерапевты продолжают лоббировать и рекомендовать дисциплину, что, естественно, мешает ее забвению.

Последней ниточкой, высвободившейся из клубка магического и паранормального, стала ниточка фитотерапии: как только целители, знахари и травники сепарировались от разного рода обрядов и ритуалов, появилась новая наука, ищущая силы именно в лечебном сырье, а не в паранормальных связях. 

Вот тут я все-таки внесу конкретику. Можно даже не ходить дальше сбора трав - сразу можно столкнуться с обрядом паранормального (богоугодного или наоборот) оттенка.

Благословение растений во время их сбора было достаточно распространённой практикой, поэтому некоторые составители медицинских текстов даже приводили тексты молитв для освящения всего собранного.

Обращение при сборе трав могло быть направленно как к Богу и к матери-земле за благословением, так и к траве с просьбой, чтобы она была полезна имяреку и всем христианам. 

-2

Встречается в травниках и описание таких ритуальных действий как заключение растения перед выкапыванием в круг (очерчивание, обсыпание) или пронимание его через различные предметы с отверстиями.

Например: выкапывать корень «по солнцу», следить, чтобы при сборе на растение не падала тень, собирать светящиеся травы ночью, использовать при сборе драгоценную ткань. 

Сохранились описания магического ритуала сбора особых, волшебных растений, тех, «которыя днем не можно видеть, а в нощи как свеча горит». 

Травяная магия была нескольких типов.

Воинская магия. Торговая магия. Магия на мельнице, пастушья магия, магия медведчиков, скоморохов и певцов, кузнечная магия, пивоварная и винокурная магия, магия для увеличения силы, для невидимости и незаметности, для верховой езды, для получения всего по просьбе, для поиска кладов и др.

-3

Несмотря на понимание фитотерапевтами химической составляющей лечения и организма больного, дальше галеновых препаратов дисциплина не ушла, хотя есть современные фитотерапевты, составляющие свои рецепты именно на проведенных экспериментах, описанных в толстых томах РАН.

Как и в случае с Европой в ранние периоды, бессмысленно разделять медицину и фитотерапию, поскольку большинство лекарственных средств так или иначе брались из растительных ресурсов.

Первым врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053--1125), приглашенный Владимиром Мономахом. Лекарства - сушеные травы - привозились из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму.

Приглашенные иноземные врачи обслуживали лишь княжеский двор, привозимых «заморских трав» хватало только для князя и его приближенных.

В одно и то же время с прорывом Парацельса в Европе, на Руси основали Аптекарскую избу, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси.

Руководство сбором и обработкой растений на местах проводили лекари и аптекари.

В этот период на Руси начинает появляться больше медицинской литературы, к числу которой относятся так называемые вертограды - переводные рукописные травники, своего рода медицинские энциклопедии («вертоград» значит сад, цветник, огород).

Популяризируется лечение «перепущенными водами» (кипячение воды с травами и последующей отгонкой и охлаждением водяного пара). 

Открывались аптеки и аптекарские сады при монастырях.

Основоположником отечественной фитотерапии, считают Нестора Максимовича Амбодик-Максимович - как автора первого руководства по фитотерапии. 

В 1931 г. был создан специальный Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) с сетью зональных опытных станций на периферии.

-4

Несмотря на описанную последовательную сепарацию дисциплин по мере взросления коллективного сознания человека, до сих пор существует и колдовство, и астрология, и все что угодно. А вот, например, фитотерапия с ее доказательной базой плюс-минус находится на одном уровне с лженаукой гомеопатией.

Вероятно, причина в нас самих. Сколько книг не читай, на сколько вопросов не отвечай, все равно всегда есть небольшая надежда на чудо или скромное ожидание мистики. То есть если есть запрос на ересь, предложение себя ждать не заставит.

Кроме того, из собственных ощущений скажу, что во времена существования моего магазина, абсолютное большинство клиентов грезило забытыми "бабушкиными рецептами", не задумываясь о преобладании в те времена мистики над разумом и отсутствии чистого эксперимента. Ну что ж, хозяин барин.