В списке моих рабочих задач есть пункт "написать книгу о пацифизме". Не исторический труд, хотя без истории вопроса не обойтись, а скорее систематическое исследование. Ответить на вопрос: возможен ли вообще мир? Имеет ли пацифизм смысл?
Это не такой уж праздный вопрос. Большие умы и умы поменьше на протяжении всей истории находили, чем оправдать войну. Не в том смысле, что они её поддерживали. Скорее они предполагали, что война - необходимое зло. Налог на несовершенство мира и человечества.
В противовес им были убеждённые люди типа Толстого, непротивленцы. Но чаще всего они были маргиналами в своём окружении. После событий двадцатого столетия некоторые психологи (Франкл, Бетельгейм. Фромм) сравнивали непротивление, если не сказать покорность, с коллективным самоубийством.
Хотелось бы узнать, что бы им возразил Лев Николаевич.
Всю жизнь меня удивляло, что люди находят общий язык и стремятся помочь друг другу, когда происходят стихийные бедствия. Но бедствия, созданные руками людей, не вызывают прилива человечности.
Мне, может, возразят. мол, посмотрите, как все устремились помогать. Но этой помощью они только подливают масло в огонь.
Без пол-литры не разберёшься.
Знаю, знаю, найдутся спецы, которые заявят, что вся эта проблема яйца выеденного не стоит, и ларчик просто открывался. Всё куда тоньше, товарищи заседатели. Тут и природа власти, и экономика, и совесть человеческая вместе с достоинством в одном котле варятся... И много других тонкостей, о которых хорошо писал Толстой в "Войне и мире".