Найти в Дзене

Лицевое и золотное шитье: как сохранить одну из уникальных техник народного искусства

Оглавление

Художественные промыслы всегда занимали особое место в русской культуре. Искусные мастера и ремесленники создавали изделия удивительной красоты – от предметов быта до изысканных украшений, поражавших своим разнообразием, высочайшим профессионализмом и филигранностью исполнения. Многие художественные промыслы существуют по сей день. Но знания, передающиеся из рук в руки и вобравшие в себя народную мудрость, постепенно утрачиваются.

Лицевое и золотное шитьё известно с древности и представляет собой ручную вышивку шелковыми, металлическими позолоченными и серебряными нитями. На Руси оно появилось в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Такое шитьё заслуженно называют «царской» вышивкой: ведь блеск нитей и утонченность роскошных узоров соответствует самым взыскательным требованиям.

Вышивка украшала одежду, предметы быта, а также предметы богослужения. С развитием промышленности золотошвейное дело стало забываться. Это практически утраченный вид искусства. Создание работ приближенных по своему качеству к лучшим образцам, дошедшим до нас требует от мастериц достаточного знания иконописного рисунка, высокой техники и осмысления композиции с богословской точки зрения. К сожалению, таких мастериц немного. Инокиня Агния (Цепко) на протяжении многих лет по благословению Святейшего Патриарха Алексия II занимается возрождением этого уникального искусства и старается привлечь внимание к развитию и популяризации традиционного вышивального промысла в России.

Фонд «Императорское общество поощрения художеств» делится основными тезисами, в которых матушка Агния рассказывает о своем творчестве , секретах и особенностях техники.


О начале творческого пути

«Впервые я познакомилась с техникой лицевого и золотного шитья в возрасте 12 лет, будучи юной послушницей Шамординской Казанской Амвросиевской женской пустыни. Одна из сестер обители показала, как делать стежки. В 1997 году в Стефано-Махрищском монастыре, по благословению игумении, я вышила Тихвинскую икону Божией Матери для Святейшего Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх высоко оценил эту работу и благословил возрождать лицевое и золотное шитьё в России. Из-за отсутствия полноценной мастерской в монастыре я стала создавать миниатюрные образы. Я жила в небольшой келье вместе с другими сестрами и там же вышивала. В моем распоряжении были половина стола и стул. Так родилось новое направление в традиционной технике лицевого и золотного шитья – вышитая миниатюра. Некоторые из моих работ были подарены Президенту РФ Владимиру Путину, Святейшему Патриарху Алексию II и Святейшему Патриарху Кириллу, приносились в дар благодетелям монастыря и находятся в частных коллекциях в России и за рубежом».


Особенности вышивки

«Вышитая миниатюра, выполненная в традиционной технике лицевого и золотного шитья, имеет свои отличительные особенности. Чем больше ее увеличиваешь, тем выразительнее она становится. Вышивки, которые мы обычно привыкли видеть в храмах на различных предметах для богослужебного употребления показывают христианский сюжет в одной плоскости.

У меня, еще 20 лет назад, родилась идея создавать образцы лицевого шитья не только для богослужебного употребления, но и для созерцания. Образ святого должен располагать человека к молитве. Вышивку очень трудно выполнить таким образом, чтобы создать необходимый духовный настрой , потому что декоративность стежков, применяемых техник может отвлекать от самого образа.

Для понимания этого я глубоко изучала богословие иконы. Этому способствовало моё обучение в Институте религиоведения и церковных искусств в Санкт-Петербурге. Я изучала особенности иконописного рисунка, применяемые в иконописи техники. В иконе часто используется обратная перспектива. Это делается специально для создания обожествленного образа. Если этот же прием воспроизвести в вышивке, то мы рискуем получить примитивную картинку. Изобразить обратную перспективу без техники послойного нанесения красочных слоев, которые придают своеобразную глубину цвета, невозможно. В вышивке требуется использовать совсем другие методики и техники».

Вышивка 3D

«Несколько лет назад я работала над созданием десятифигурной плащаницы для русского Подворья Святителя Николая в г.Бари (Италия). Тогда я впервые попробовала создать своеобразную 3D-вышивку, используя техники вышивания гладью и прикрепами. К примеру, китайская вышивка создает необходимую живость, интересные переходы и переливы за счет вплетения одного цвета в другой. Но этот формат слишком земной и материальный, он не подходит для духовного образа. Я стала искать возможность, как достичь необходимого эффекта другим способом.

Решить задачу мне помог шелк – по сути «живой» материал. В одной катушке заключается, как минимум, три цвета – сам цвет, его теневая и световая стороны. Попробовать достичь эффекта живости и объема можно с помощью специального направления стежков и выбранной техники укладки нитей. А также за счет вышивания на разной плоскости, что тоже очень необычно. Это не классическое шитье по настилу, когда один слой выше другого. В данном случае важно понять, что должно быть чуть дальше, а что – чуть ближе. В результате получилось сделать объемную вышивку, где фигуры вышли за рамки одной плоскости. Создание таких произведений предполагает полное погружение в творческий процесс. Работу над вышивкой нельзя отложить. Если начал, то её нужно довести до конца в максимально сжатые сроки. В противном случае можно потерять ритм укладки нити.

-3

В 2022 г. была создана плащаница Пресвятой Богородицы, где я повторила свой опыт. Фигура Пресвятой Богородицы приобрела особую живость и объём. При этом мафорий Богородицы (длинное женское покрывало) я украсила тончайшей вышивкой в виде растительной лозы, не имеющей повторяющихся фрагментов».



О проблемах наставничества

«Первая попытка создания «вышивальной школы» была осуществлена в монастыре г.Вязьмы. В школе занимались совсем юные девочки, учащиеся начальных классов. Они приезжали на каникулы на все лето. К сожалению, обучение было прекращена по инициативе новой настоятельницы. Спустя 20 лет была создана Студия церковных искусств в г.Вязьма, в которой начали заниматься взрослые женщины 35+. Студия существует уже четыре года, но за это время из 20 человек осталось 7. Для сохранения, передачи и возрождения мастерства – это ничтожно мало. Ситуация осложняется отсутствием единомышленников и внешней поддержки. Уникальные изделия лицевого и золотного шитья , при отсутствии стороннего финансирования, создаются на личные средства. Очень важно понимание того, что сохранение этого вида искусства необходимо для национальной идентификации и утверждения русского культурного кода. Только взаимодействие, обмен опытом и консолидация сил может сохранить этот исчезающий вид искусства».

Выставка «Возрождая традиции»

Увидеть работы инокини Агнии (Цепко) и её учениц можно на выставке «Возрождая традиции» в галерее Общество Поощрения Художеств до 31 января 2024 г. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 35.



На выставке представлены миниатюрные образы почитаемых святых в позолоченных рамках ручной работы; складни; вышитые панагии, украшенные бархатом, шелковыми, золотыми и серебряными нитями, жемчугом, фианитами; маленькие образки и лики святых в медальонах, часто не превышающие нескольких см. Это миниатюрная работа, требующая высокой техники исполнения, терпения, внимания к деталям и точности.






13 января в 16:00 в галерее состоится творческий вечер матушки Агнии, на котором с мастерицей можно будет пообщаться лично.

-7

Статья основана на материалах программы «Калейдоскоп встреч» со Святославой Божик на Радио Мария.