Найти тему
Секреты Старого Китая

О фундаментальных различиях при практике таолу

На выходных в Культурной был проездом давний камрад, общаемся еще с замшелых времен fido7.ru.martial-arts. И с тех же давних лет у нас с ним есть разногласия по базису методики тренировок в ушу. Но обо всём по порядку! :)

Фото студентов у гошугуаня Государственного Университета, сделанная на 18 год Китайской Республики.
Фото студентов у гошугуаня Государственного Университета, сделанная на 18 год Китайской Республики.

Кто давно интересуется методологией ушу, тот знает: до реформ, преобразовавших ТКБИ в физкультуру для широких масс населения, существовало фундаментальное разделение на обучение через Принцип либо через Метод. Фактически, все было более сложным, но это разделение в рамках традиционного китайского дуализма Инь-Ян упрощает понимание.

Выступление учеников гошугуаня в Хэфэе. Обратите внимание на защитные комплекты для головы, тела и ног. Этот филиал Центрального Института Гошу был основан в 1930 году в родовом зале семьи Гао, где собрали более 20 учеников и наняли нескольких местных учителей боевых искусств. Сохранившиеся документы также свидетельствуют о том, что в то время там преподавали не только боевые искусства, но и разные аспекты китайской культуры. После обучения выпускники могли быть рекомендованы в гошугуань уровня провинции для прохождения дальнейшего обучения. Однако в 1932 году гошугуань в г. Хэфэй был закрыт из-за нехватки средств. В 1935 году ряд мастеров собрали собственные средства для восстановления  обучения и пригласили для преподавания за огромные по тем временам 18 серебряных юаней в месяц мастера боевых искусств Дин Гуанмина. Но в годы войны зал снова был закрыт из-за падения Хэфэя в 1938 году. Следующая попытка открыть зал был в 1947 году, когда ушуист Ван Чэнмэй собрал деньги, чтобы снова восстановить Зал боевых искусств города Хэфэй. Однако из-за хаоса тех времен Зал боевых искусств не смог осуществлять свою деятельность и вскоре был расформирован...
Выступление учеников гошугуаня в Хэфэе. Обратите внимание на защитные комплекты для головы, тела и ног. Этот филиал Центрального Института Гошу был основан в 1930 году в родовом зале семьи Гао, где собрали более 20 учеников и наняли нескольких местных учителей боевых искусств. Сохранившиеся документы также свидетельствуют о том, что в то время там преподавали не только боевые искусства, но и разные аспекты китайской культуры. После обучения выпускники могли быть рекомендованы в гошугуань уровня провинции для прохождения дальнейшего обучения. Однако в 1932 году гошугуань в г. Хэфэй был закрыт из-за нехватки средств. В 1935 году ряд мастеров собрали собственные средства для восстановления обучения и пригласили для преподавания за огромные по тем временам 18 серебряных юаней в месяц мастера боевых искусств Дин Гуанмина. Но в годы войны зал снова был закрыт из-за падения Хэфэя в 1938 году. Следующая попытка открыть зал был в 1947 году, когда ушуист Ван Чэнмэй собрал деньги, чтобы снова восстановить Зал боевых искусств города Хэфэй. Однако из-за хаоса тех времен Зал боевых искусств не смог осуществлять свою деятельность и вскоре был расформирован...

Итак, что же в Старом Китае считали обучением через Метод?

Все достаточно просто и безотносительно к области развития навыков и достижения личного Гунфу нужно лишь:

Создание условий, наиболее благоприятных для обучения и совершенствования.

Однако в контексте прикладных боевых искусств существуют ясные критерии оценки эффективности обучения. Поэтому традиционное обучение через Метод обычно состояло из трех неразрывно связанных между собой компонентов (行功有三乘之法 Xíng gōng yǒusān chéng zhī fǎ):

  • Первая составляющая (第一行 Dì yī xíng) - внутренняя, для развития силы и усилия (积力,养气全神 Jī lì, yǎngqì quán shén).
  • Вторая составляющая (第 二 行 Dì èr xíng) включала различные вспомогательные наработки, чтобы научить занимающегося прикладывать силу, например, выполняя захваты или нанося удары по мешку-шадай (打沙袋 Dǎ shādài) и правильно применять усилия-цзинь (劲儿 jìnr), а не просто водить лапками по воздуху.

Третья составляющая (第 三 行 Dì sān xíng) представляла собой воплощение предшествующих двух уже применительно к партнеру в различных парных отработках (演习诸家手法 Yǎnxí zhū jiā shǒufǎ).

При этом следует понимать, что это не просто набор наработок, а целостный подход. Именно это и является обучением через Метод. Формальные комплексы таолу в данном случае представляют собой систему кодификации, сохранения и передачи накопленных знаний последующим поколениям. При этом важно понимать: таолу - не Догма. Оно может трансформироваться под влиянием времени и требований эпохи, оно подстраивается под особенности и предпочтения конкретного Мастера, удаляя не эффективные с его точки зрения техники и восполняя понравившимися, придуманными им или заимствованные откуда-то…

Но был и другой подход.

Показательные выступления студентов Шаолиньского института ушу.
Показательные выступления студентов Шаолиньского института ушу.

Давайте на некоторое время забудем о положении таолу в ушу нашего времени и подумаем о том, что ранее это одно из направлений традиционного ушу, объединяющее физические упражнения, дыхательные практики и практику созерцания.

Этот подход, возникший в рамках известной традиции, давал множество преимуществ, которые можно было осознать только через опыт.

Камрад привел такую поясняющую цитату:

Каждое слово, исходящее из его уст, есть возвышенная мантра.
Положения его тела, связанного с рождением, удовольствием и страданием [т.е. физического тела] есть мудра.
Его естественное дыхание есть единение и обуздание, владение чувствами.
После переживания этого высшего, сильного, сияющего [состояния], что не обладает светом?"

Она отражает глубокую философию такого подхода к практике таолу и указывает на несколько преимуществ такого метода.

Во-первых, в таком контексте таолу помогает развить мудрость и интуицию. Каждое движение в таолу несет свой глубинный смысл и символизирует определенную идею или концепцию:

Например, позиция "стоять как гора" означает одновременно устойчивость и непоколебимость, а "развести руки, как облака" - свободу и гармонию.

Практикующие таолу таким образом учатся воспринимать и интегрировать эти символические значения в свою жизнь.

Во-вторых, таолу, как некий набор физических упражнений, помогает развить различные телесные данные: силу, баланс и много другого. Упражнения также требуют от практикующих глубокой концентрации и контроля над своим телом. Регулярное многократное и правильное исполнения одиночных формальных комплексов "без жалости к себе" помогает укрепить мышцы, повысить гибкость и координацию движений.

В-третьих, регулярная и правильная практика таолу помогает улучшить дыхание и контроль над чувствами. Во время тренировки учатся правильно дышать благодаря речитативному произношению рифмованных правил и/или названий движений, и тем самым контролировать свои эмоции. А уже затем в повседневности, это позволит им улучшить свое психическое здоровье и научиться лучше справляться со стрессом и тревогой.

Наконец, подобная практика таолу в идеале должна привести к духовному Просветлению и осознанию более высоких уровней сознания.

Собственно, вышеприведенная цитата указывает на это, говоря о "высшем, сильном, сияющем состоянии". Через такую регулярную практику таолу в таком случае учатся расширять свое сознание и достигать более глубокого понимания себя и Мира вокруг, стирая границы между микро и макрокосмом, достигая единства Неба и Земли в двигательной практике конкретного Человека...

Таким образом, в данном контексте, таолу - это уже не просто библиотека приёмов и технических действий, но духовная практика, которая может принести множество преимуществ для физического и психического здоровья, а также духовного развития.

Ну а цитата выше отражает не только компоненты, но и глубокую философию такого подхода к практике таолу. А заодно и указывает на ее потенциал для превращения человека в более осознанное и светлое существо!

Как-то так!