Необычное завершение истории кроссовера Lada X-cross показало, что ущерб и вред санкций – это не пустые слова. А ведь как все начиналось красиво с громкой премьеры нового кроссовера в июне прошлого года на Петербургском экономическом форуме. Теперь эту страницу в истории АвтоВАЗа можно перевернуть. Она завершилась тем, что на конвейере бывшего завода Nissan было собрано 170 автомобилей. Партия машин не поступила в свободную продажу. Они были вывезены в Тольятти. Теперь определена их судьба.
Ресурс МашТех цитирует слова Максима Соколова, руководителя АвтоВАЗа:
Судьба первой партии достойная… она разошлась по нашим корпоративным клиентам. И парочку машин я взял, что называется для себя. Так что в Тольятти я передвигаюсь на этом автомобиле.
Вот так закончилась первая попытка партнерства с одним из крупнейших китайских автопроизводителей FAW. Эту ситуацию можно трактовать по-разному. Но, несомненно, одно – автопроизводитель из Поднебесной, по всей видимости, положил на чашу весов все факторы и возникающие риски, а на другую чашу доходы и прибыль от сотрудничества с крупнейшим российским автопроизводителем. И все оценил, и принял решение о прекращении всяческих связей с предприятием, находящимся под санкциями. Вот такая концовка и финал.
Напомним, что формально запрет на работу с попавшими под санкции компаниями распространяется только на резидентов США, но в реальности ограничения действуют для всех западных компаний. Европейские и иные юрлица, которые сотрудничают с фирмами, находящимися в американском списке, попадают под вторичные санкции.
Напомним, что в Санкт-Петербурге на бывшей площадке завода Nissan планировалась сборка автомобилей кроссоверов Lada X-cross 5. Это модель, построенная по принципу бейдж-инжиниринга, фактически кроссовер FAW Bestune T77 с ладьей на радиаторе. Модель АвтоВАЗа отличается от своего близнеца из Китая лишь шильдиками. На этот проект возлагались большие надежды, в том числе и по части локализации данного автомобиля. Изначально планировалось выпустить до 10 тысяч автомобилей уже в текущем году. Однако, как выше уже указывалось, из 1000 привезенных машинокомплектов было собрано не более 170. В свою очередь, по информации пресс-службы "ФАВ-Восточная Европа" в минувшем году китайский автопроизводитель сумел продать через свою дилерскую сеть 2 139 штук среднеразмерных кроссоверов Bestune T77.
Автомобиль позиционировался в классе SUV-C, в который АвтоВАЗ намечал экспансию. Дело в том, что выпускаемые ныне внедорожное семейство российского предприятия относится к классу SUV-B. Оно менее маржинальное, хотя и практически полностью локализованное. Не зря же в прошлом году фактически с него начался выпуск продукции АвтоВАЗом после небольшой остановки производства весной 2022-го.
Впрочем, на самом АвтоВАЗе долго отрицали появление проблем с новым партнером из Поднебесной, видимо, хотели утрясти все вопросы. Еще осенью пресс-центр российского предприятия отрицал всяческие проблемы, в ответе ресурсу autonews.ru, цитируем.
«Это не соответствует действительности. Мы продолжаем собирать Lada X-Cross 5, также ведутся переговоры с другими потенциальными восточноазиатскими партнёрами о новых проектах в отношении всех наших заводов в Тольятти, Ижевске и Санкт-Петербурге. Ход переговоров мы не комментируем», — заявили в пресс-службе АвтоВАЗа.
Однако затем баннер с изображением этого автомобиля пропал с сайта lada.ru. И даже оптимистам стало понятно, что с проектом что-то неладное. Автомобиль был в принципе относительно новым, его производства в Поднебесной началось в 2018 году. Его характеристики хорошо известны. На кроссовер устанавливается160-сильным турбодвигатель агрегатированный с 7-ступенчатым автоматом. Но теперь это в прошлом.
Напомним, что говорил о партнерстве с дальневосточными автопроизводителями Максим Соколов, о критериях АвтоВАЗа по подбору партнера.
«Высокие. Во-первых, это современный модельный ряд. Во-вторых, это маржинальный бизнес-кейс: положительная финансовая модель, желательно на первоначальных стадиях крупноузловой сборки. В перспективе это переход к мелкоузловой сборке с возможностью дальнейшей локализации отдельных элементов, чтобы выполнять требования 719 постановления и новых СПИК, которые будут заключены по данному продукту».
В конце концов, оказалось, что это были завышенные ожидания от партнерства. Реалии оказались менее радужными. То есть, как говорит народная мудрость – «первый блин вышел комом».
Тем не менее, как показала итоговая пресс-конференция от 11 января 2024 года, российский автопроизводитель не унывает и на данном мероприятии было объявлено о следующем. В текущем 2024 году АвтоВАЗ запустит новый автомобильный бренд. Все подробности о проекте пока держатся в секрете. В компании лишь подчеркнули, что речь идет о неких «лицензионных автомобилях».
Вдобавок, судя по слайдам с презентации, планируется начать выпуск двух моделей. Их изображение на слайде закрыли покрывалом.
Под новой маркой будут выпускаться автомобили non-SUV (не кроссовер, по всей видимости, седан или лифтбек) и автомобиль класса SUV (кроссовер) в компактном и среднеразмерном сегментах C и D.
Сегодня пока можно лишь гадать, каких марок будут автомобили? Ранее в интернет просачивалась информация о том, что ведутся переговоры с китайскими Chery и Dongfeng, и даже на бывшей ниссановской площадке заметили кузов кроссовера Chery Tiggo 7 Pro.
Главный вопрос, который неизбежно будет вставать перед этим проектом АвтоВАЗа не технический, а политический – сможет ли партнер обходить санкции, и насколько успешно. Ведь карающий механизм вторичных санкций со временем может и ужесточиться.
Нам вспоминается заявление генерального директора КАМАЗа, когда его спросили о совместном предприятии с Daimler AG задолго до начала СВО. Он сказал, что этот аспект продуман и никаких рисков нет. С высоты сегодняшнего дня, оказалось, что это не так. Кстати, компания Chery выходит в этом году на IPO на бирже.
В принципе, вскоре в объективы папарацци в Тольятти наверняка попадут испытываемые автомобили, как когда-то попали FAW Bestune T77. Осталось ждать не долго. И мы увидим и сможем определить объект бейдж-инжиниринга.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz