Есть люди, которым не суждено сделать что-либо умное, кроме лица. В предположении, что лицо Григория Явлинского можно считать умным (каждый в праве иметь на сей счёт личное мнение), данное проклятие можно отнести к нему. Кстати, каждый раз, когда слышу о Явлинском, дежурно удивляюсь, что герой столь давнего бесславного прошлого, – оказывается! – ещё жив. Кажется, в данном случае можно говорить о естественной мумификации политического трупа.
Из тех же легендарных времён: «Казалось бы, причём здесь Лужков?»
А вот причём:
Идея «мирной интеграции» почерпнута из последних высказываний Явлинского.
Высказывание же, а особенно его пересказ комментатором, подтверждает тезис, что память у либералов, как у золотой рыбки. Мирная интеграция, это же тот курс, которого Россия придерживалась с 1992 года. СНГ создавался как косплей ЕС. Предполагалось, что в рамках конфедерации процессы интеграции – пойдут.
Не помню, это у Горбачёва или уже у Ельцина «процесс» всё время куда-то шёл?
...Разумеется, предположение это изначально было ошибочным. И никто, собственно, иллюзий по данному поводу не питал. На вскидку можно назвать три объективные причины, по которым интеграция не была возможной. Во-первых, никто её, иначе нежели на словах, не хотел. Включая, что характерно, Россию. Остальных, кто вообще согласился играть в «конфедерацию» (прибалты сразу отказались), это касается тоже, но в меньшей степени. Ибо, во-вторых, любые интегреционные шаги подразумевали нечто такое, за что заплатить должна Россия. Причём, без каких-либо встречных обязательств, – только в обмен на «улучшение отношений»… Ну, и в-третьих, что объективно особенно, большую часть прошедших 30 лет России ещё и было нечем платить.
Потом, когда средства появились, дело сдвинулось. В частности, галсы идущий непонятно куда своим особым путём Белоруссии стали более предсказуемыми. Но – не более того. Как нечто реальное СНГ никогда не существовал настолько глухо, что, когда началось, соседи даже не сразу вспомнили из этого «союза» выйти. Забыли, что их страна там ещё числится.
...Что же касается конкретно отношений с второй по населению бывшей советской республикой, несомненно, что у её жителей были причины от интеграции и любых форм сближения всячески уклоняться. Неважно какие именно причины. Неважно даже, объективные ли. Достаточно того, что с их точки зрения эти причины были достаточны и убедительны. Страна с самого начала своей истории уверенно шла к тому, к чему и пришла…
Суть же в том, что в провале «мирной интеграции» уж точно нельзя обвинить Россию. Никаких условий, сколь бы невыгодны они ни были, мы не отвергали. Условия нам просто не ставились, так как соседи отказывалась от мирной интеграции вообще без условий.
Нарастание конфронтационных тенденций не было нашим выбором.