Не стану оспаривать ценность художественного образования. Оно является базой, опорой и драгоценным бонусом перед теми, кто пытается собственными усилиями освоить науку рисования, сражаясь с правилами, неочевидными на первый взгляд.
Рука обученного художника сама , без раздумий и анализа выполняет привычные действия, приводя художника к цели коротким путём.
Из последней фразы я бы вычленила словосочетание «без раздумий и анализа», ибо именно здесь кроется ловушка для художественно образованного рисовальщика.
Художественное училище/академия ставит своей целью научить рисовать ПРАВИЛЬНО. По сути, оно учит срисовыванию.
Но ведь в определённый момент многим из нас наскучивает быть исполнителями и ремесленниками, копирующими натуру, мы вырастаем из этого образа, определение «получилось похоже» из фразы-похвалы перекочёвывает в раздел неуместной критики.
И с этого момента мы начинаем потихоньку пересматривать свои привычки и приёмы, находя и «выбрасывая» устаревшие, неактуальные, а подчас и вовсе ошибочные.
Если бы каждый из нас в одночасье узнал, сколько мусору у него в голове, он был бы ошеломлён.
И вот спустя очередные 10/20/30 лет художник звонко хлопает себя по лбу и восклицает: «Зачем же я каждый раз поступаю именно так, ведь совершенно очевидно, что надо по-другому!» Привычка - страшная сила.
Наверное, у каждого художника «тараканы» в головах разные, но что у них общего - так это способность ловко прятаться.
Поэтому я приведу те примеры , где привыкла грешить сама.
✂️ Самый простой пример. Как мы режем бумагу?
Ну чтоб вместо целого листа взять половинку.
С детской художки я складываю лист пополам и по образовавшемуся залому разрезаю. Ещё недавно делала это ножом, позже перешла на ножницы (уже прогресс). И всё невдомёк, что акварельная хлопковая бумага явно «скроена по косой»(во избежание неравномерной усадки), она вообще не может сложиться ровно, углы к углам. Но из раза в раз из года в год, я борюсь с бумагой, ломая её, получаю заломы и исковерканный край. И никак не догадываюсь взять линейку, карандаш и ножницы, чтобы разрезать ровно и культурно.
🍶Учителя научили нас рисовать правильно. Это же правильно, рисовать правильно!
К примеру, рисуем натюрморт, тела вращения. Перед нами фарфоровая тарелка. Тщательно выстраиваем эллипсы, меряем, проверяем, ведь мы знаем как НАДО и как НЕЛЬЗЯ.
А теперь давайте возьмём тарелку в руки и рассмотрим её. Да она же совершенно кривая! Она вообще не может быть ровной, учитывая технологию изготовления, её просто ведёт в обжиге. А мы стремимся к правильному построению. И так во всём. А потом удивляемся, почему работа получилась какая-то мёртвая, засушенная, гиперакадемическая. Кстати, первыми об этой неувязке заговорили портретисты, они давно заметили, что лица у людей несимметричны.
Срисовывание - это то, чему нас пытались научить. И устраиваясь рисовать/писать, в голове уже имеется готовая схема исполнения работы. Никакие предварительные эскизы не в силах эту схему разрушить, ведь эскизы - плод того же самого образования, всё идёт по плану. Движения выверены, цель ясна. Нас таких миллионы, мы рисуем одинаково.
А теперь давайте попробуем не поверить натуре, давайте с ней поспорим! Например, изменим свет. А вдруг на этот раз мы окажемся умнее настольной лампы, греющей бок яблоку? Или догадливее солнца, неуверенно засвечивающего заснеженные крыши домов..
📐Или вот про линейку. Почему художнику негоже пользоваться линейкой? Если нам нужно изобразить линию горизонта, чего ради эта линия должна быть кривой?
Я уж не говорю про чёрную акварель, белую гуашь и ряд акварельных красок, попавших в разряд «неблагонадёжных». До сих пор с трудом преодолеваю этот стереотип.
В общем, у самоучек в рисовании есть очевидные козыри. Проходя весь путь обучения самостоятельно, они не подвергаются прессингу со стороны системы академического образования и зачастую именно из них вырастают настоящие самобытные творцы.
Тогда что делать нам, обременённым сверхценными знаниями? А нам надо попытаться проснуться и включить собственную голову, разбудить того самого ребёнка, забытого в детстве, уснувшего над альбомом для рисования среди красок, карандашей и фломастеров.