Найти тему

Эмоциональное выгорание. Часть 2. От теории к практике.

Для преодоления эмоционального выгорания необходимо вооружиться определенными знаниями. Например, следует ознакомиться с подходами по восстановлению психологического ресурса. Об этом и поговорим.

Если психологический подход предполагает рассмотрение эмоционального выгорания в качестве реакции психики на травмирующие факторы, то в рамках медицинского подхода эмоциональное выгорание наделяется статусом синдрома с определенной симптоматикой. Симптоматичный характер феномена эмоционального выгорания так или иначе фигурирует в большинстве научных работ, посвященных анализу причин возникновения выгорания и его профилактики. Большинство формулировок эмоционального выгорания сводится к тому, что это синдром физической усталости и разочарованности, сформированный в результате негативного влияния профессиональной деятельности на личность [1].

В российской науке содержится обоснование клинической природы феномена эмоционального выгорания. В. Орел пишет: «Как медицинская категория выгорание рассматривается как состояние полного истощения, представляющее собой сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции» [2]. А. Рукавишников концентрируется на дисфункциональных симптомах и терминологически фокусируется на так называемом «психическом выгорании». Психическое выгорание определяется как негативное психологическое явление, сформированное вследствие стрессов на рабочем месте и наличия определенных характеристик личности, связанных с мотивацией и самооценкой [3].

Клинический подход в исследовании эмоционального выгорания базируется на представлении о психических деструкциях как процессе, значимыми факторами которого являются особенности центральной нервной системы, переживаемый человеком стресс и социальная среда. Некоторые личностные особенности, связанные с темпераментом и чертами характера, могут способствовать противодействию стрессорам и повышению адаптивности. Замечено, что работники интровертивного типа, характеризующиеся ответственностью и сдержанностью в проявлении эмоций, испытывают трудности общения и более предрасположены к развитию эмоционального выгорания [4].

Ряд исследователей, профессионально вовлеченных в психиатрическую практику, категорически настаивают на том, что эмоциональное выгорание не отличается от других видов стресса. Поиск причин эмоционального выгорания во внешних обстоятельствах, а не в области индивидуально-психологических особенностей характера и темперамента квалифицируется как освобождение работника от персональной ответственности [5].

При исследовании эмоционального выгорания в рамках медицинского подхода применяются психодиагностические методики, в результате чего могут выявляться следующие патологии:

- астенический синдром с симптоматикой физиологической утомляемости, снижения работоспособности, эмоциональным истощением, нарушениями сна;

- психовегетативный синдром с симптоматикой дисфункции вегетативной системы, головокружения, гипергидроз, приливы жара или холода;

- цефалгический синдром с симптомами локализованной головной боли;

- тревожно-фобический синдром с симптомами чувства беспокойства, напряжения, страха, тревоги.

В качестве примера можно указать на тех, кто вовлечен в образовательную деятельность. У студентов высших учебных заведений симптоматика выгорания проявляется в бессоннице, панических атаках, патологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем [6]. Для педагогов на сформировавшейся фазе эмоционального выгорания характерны симптомы раздражительности, невротичности, эмоциональной нестабильности [7]. Для определенного круга работников эмоциональное выгорание становится фактором сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и ожирения. Патологический процесс протекает в несколько фаз: стресс, депрессия, снижение физической нагрузки, сбой в процессе обмена веществ.

С точки зрения клинического подхода, эмоциональное выгорание поддается медикаментозной терапии, в результате которой ослабляются психосоматические проявления синдрома. На основании результатов экспериментальных исследований был сделан вывод о высокой эффективности использования антиоксидантных препаратов для антистрессового и адаптогенного воздействия [8].

Наиболее эффективная стратегия оказания помощи не ограничивается фармакотерапевтическими назначениями и включает психологическую коррекция в качестве вспомогательного средства для улучшения здоровья пациентов. Врачи также рекомендуют расширять круг внерабочего общения и сферу личного досуга, создавать условия для развития чувства юмора. Улыбка укрепляет иммунитет и снижает риск заболеваемости в широком физиологическом спектре [9]. Врачебные рекомендации сосредоточены вокруг таких факторов защиты, как оптимистичный настрой, регулярные физические упражнения, сбалансированное питание, поиск времени для отдыха.

-2

Если человек с симптомами эмоционального выгорания не рассматривает для себя вариант медикаментозного лечения, то рекомендуется обращаться к специалисту, способному оценить коммуникативную сферу (навыки межличностного общения) и эмоциональную сферу (аффективные реакции, эмпатические способности и др.). В этом случае в задачи психолога будет входить выявление факторов стресса и повышение уровня осознанности пациента. Для достижения положительного результата можно предложить методики когнитивно-поведенческой терапии, направленные на распознавание и отслеживание мыслей и чувств, управление поведением.

В следующей части рассмотрим функциональные особенности эмоционального выгорания.

Литература:

[1] Рытенкова Ю. Н. Теоретический анализ синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе / Ю. Н. Рытенкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 3.

[2] Орёл В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орёл. – М. : Ин-т психологии РАН, 2005.

[3] Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов : автореф. дис. ... канд. псих. наук / А. А. Рукавишников. – Ярославль, 2001.

[4] Третьяков Н. В. Синдром эмоционального выгорания / Н. В. Третьяков, А. Е. Крюков, В. П. Сверчкова // Медицинская сестра. – 2014. – № 4.

[5] Носатовский И. А. Клинический подход к проблеме "синдрома эмоционального выгорания" / И. А. Носатовский, Т. А. Рогачева, С. Н. Утенкова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – № 4.

[6] Семенова А. Е. Синдром эмоционального выгорания: особенности возникновения и протекания в молодежной среде / А. Е. Семенова, Д. В. Балабан // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе : сборник научный статей III-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 07 октября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021.

[7] Морозова О. Ю. Проблема эмоционального выгорания социальных педагогов учреждений образования / О. Ю. Морозова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : Сборник научных статей. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018.

[8] Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания / Л. С. Чутко, А. В. Рожкова, С. Ю. Сурушкина [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2019. – № 1.

[9] Третьяков Н. В. Синдром эмоционального выгорания / Н. В. Третьяков, А. Е. Крюков, В. П. Сверчкова // Медицинская сестра. – 2014. – № 4.