Осенью 1402 года дипломат прибыл на встречу с печально известным завоевателем Тимуром, также известным как Тамерлан. Он вез подарки и дань от византийского императора Мануила II Палеолога.
Император был рад, что монгольский воин не только пощадил Константинополь, но и уберег его от неминуемой катастрофы. Тимур победил и взял в плен в Анкаре главного противника Мануэля, османского султана Баязида I.
Битва переломила ход приходящей в упадок Византийской Римской империи, позволив ей просуществовать еще полвека, прежде чем рухнуть в 1453 году.
Тимур, самопровозглашенный «Меч ислама», спас христианский мир. Европейские правители присоединились к Мануэлю, осыпая его похвалами и подарками.
Итак, давайте вернемся к 28 июля 1402 года, в палящую летнюю жару Анатолии, и выясним, как Тимур разгромил османов. Но сначала давайте выясним, почему столкнулись два лучших военных ума Средневековья.
Фон
Тимур стал лидером, готовым создать себе имя в раздираемом войной обществе конца XIV века.
Он родился в мелкой дворянской семье монгольского рода Барлас в 1336 году в Кеше на территории современного Узбекистана. Он пришел к власти благодаря своему интеллекту и военному мастерству, заслужив уважение и преданность своего народа.
В этой истории мы будем называть людей Тимура «монголами». Род Барлас — монгольское племя, переселившееся в Чагатайское ханство, где тюркизировалось. Историки часто называют их «тюрко-монголами» или туркменами. Европейцы Средневековья называли их татарами.
Для простоты, поскольку клан Барлас возник в Монголии, в нашей истории мы будем называть Тимуридов монголами. Это помогает нам отличить их от их главных противников, турок.
Тимур не мог использовать титул хана, поскольку не был прямым потомком Чингисхана. Он правил как эмир, что в переводе с арабского означает вождь или командующий.
Репутация Тимура как блестящего тактика и жестокого полководца росла по мере того, как он расширял свою территорию и накапливал богатство и власть, подготавливая почву для реализации своей заветной мечты о восстановлении Империи Чингисхана.
Желание возродить Монгольскую империю побудило Тимура начать серию завоеваний, которые привели его от Персии до России и вплоть до Индии.
Напряженность между Тимуром и Османской империей нарастала.
Амбициозный османский правитель Баязид выиграл несколько сражений, в том числе битву при Никополе в 1396 году, где он разгромил мощную армию европейских крестоносцев. Требование Баязида дани от местного губернатора, лояльного Тимуру, стало искрой, разожгшей военные действия.
Баязид и Тимур отправляли друг другу «письма ненависти» с оскорблениями в адрес военных навыков друг друга, а по мере того, как личные нападки усиливались, в адрес их жен и наложниц.
Одно из таких писем, отправленных Тимуром Баязиду, гласит:
Поверьте мне, вы всего лишь муравей-писмир: не пытайтесь сражаться со слонами, потому что они раздавят вас своими ногами. Разве такой мелкий принц, как ты, будет спорить с нами? Но ваши родомонтады не являются чем-то необычным; ибо туркмен никогда не говорил осуждающе. Если вы не последуете нашим советам, вы пожалеете об этом.
Война была неизбежна.
Продвижение Тимура в Анатолию было неустанным. Он разграбил Сивас, которым командовал Сулейман, сын и наследник османского правителя. В типичной для Тимуридов манере, когда он напал на город, он пообещал не пролить ни капли крови, если граждане сдадутся.
Они сделали.
Он похоронил 3000 из них заживо, сдержав тем самым свое обещание не проливать кровь.
В 1402 году, встревоженный быстрым продвижением Тимура, Баязид был вынужден прорвать осаду Константинополя и выступить в Анкаре против монголов.
Битва за Анкару: столкновение тяжеловесов
Когда его войска были утомлены восьмилетней блокадой Константинополя, Баязид повел свои войска через Анатолию в палящую летнюю жару, достигнув Анкары. Несмотря на призывы своих генералов занять оборонительную позицию за пределами города, Баязид смело двинулся на восток, намереваясь перехватить Тимура.
Но османов ждал сюрприз, поскольку наступающие разведчики не обнаружили никаких следов войск Тимура, которые тайно двинулись на юго-запад, отдохнули и расположились позади османов. Тимуриды даже воспользовались заброшенными палатками и источниками воды, оставленными османами.
Байзеид знал, что монголы обманули его.
Тимур, будучи искусным тактиком, послал ложный полк, чтобы обмануть османов. Теперь монгольский военачальник достиг Анкары и занял возвышенность, где когда-то стояли османские войска.
Битва за контроль над водоснабжением также сыграла решающую роль. Тимур перенаправил основной источник воды, ручей Чубук, в водохранилище, расположенное вне течения, в результате чего османская армия осталась без воды.
Но Байзеид собирался доказать, что он нелегкий человек, и двинулся обратно в Анкару быстрее, чем Тимур ожидал от него. Когда Баязейд достиг Анкары, силы Тимуридов еще не были организованы и рассредоточились по поиску пищи.
Его советники убеждали его атаковать, воспользовавшись отсутствием сплоченности монголов. Но нехватка воды и солдаты, уставшие от марша в летнюю жару, вынудили султана принять меры.
Баязид подождал сутки.
Дата боя в тяжелом весе была назначена на 28 июля 1402 года.
Во главе армии Тимуридов стоял Тимур, командующий центром, а его сыновья Миран Шах и Шахрукх руководили правым и левым флангами соответственно.
Возглавил резерв Мохаммад Султан, любимый внук Тимура. Тем временем другие внуки Тимура, Султан Хусейн и Пир Мохаммед, взяли на себя роль авангарда.
В османской армии Баязид со своими янычарами командовал центром, а его сын Сулейман возглавлял левый фланг, состоящий из румелийской конницы и татарских войск.
Стефан Лазаревич, сербский генерал и зять султана, командовал правым флангом тяжелобронированных балканских войск. Сын Баязида Мехмед охранял тыл.
Армию монгольского завоевателя усилил отряд одетых в малиновый цвет отборных войск из Самарканда. Ужасающий вид слонов, захваченных во время набега Тимура в Индию, с мечами, привязанными к их бивням, приветствовал османскую армию.
Источники различаются по численности двух армий, причем средневековые ученые сильно преувеличивают. По современным оценкам, у Тимура было около 100 000 солдат, а у османов - от 60 000 до 80 000 человек.
Эпическое столкновение вот-вот должно было начаться.
Битва
В 10 часов утра 28 июля 1402 года развернулось сражение. Тимур наблюдал, как османы начали массированную атаку, но были встречены шквалом стрел монгольских конных лучников. Потери были тяжелыми: погибло несколько тысяч человек.
У хитрого военачальника из степей был козырь в рукаве. За неделю до битвы он обратился к татарам в османском лагере, убедив их дезертировать. Тимур убедил их, что он их истинный господин, поскольку оба принадлежали к степям, и пообещал им огромную добычу.
Татары атаковали румелийцев, приведя отряды Сулеймана в полное замешательство.
Но среди хаоса Стефан Лазаревич и его рыцари отбили нападения Тимуридов и трижды прорвались сквозь ряды монголов, предоставив Баязиду шанс сбежать.
Однако Баязид отказался, и Сулеймана спасли сербские войска. Баязид и османский центр сдержали нападения Тимуридов, позволив наследному принцу бежать.
Тимур был впечатлен храбростью сербских войск и, как говорят, заметил, что они «сражались как львы».
Однако их усилия были напрасны, поскольку монгольские войска поймали Баязида, когда османы пытались бежать с поля боя. 29 июля 1402 года степные воины представили Тимуру османского султана.
Монгольский военачальник смеялся последним.
Он получил свою самую большую награду на сегодняшний день.
Европа вздохнула с облегчением
Как мы уже говорили, битва при Анкаре положила конец восьмилетней осаде Константинополя. Но облегчение получила не только Византийская империя.
Некоторые западноевропейские монархи нашли в Тимуре ответ на дилемму, поставленную Исламской Османской империей, нацелившейся на Австрию и Венгрию.
Король Англии Генрих IV и король Франции Карл VI поздравили Тимура с победой в Анкаре. Но испанское королевство Кастилия приложило дополнительные усилия, направив посланника во главе с Руем Гонсалесом де Клавихо ко двору Тимура в Самарканде.Де Клавихо был поражен великолепием двора Тимура, описав 15 зданий, сочетающих в себе кочевые и исламские традиции, некоторые из которых представляли собой великолепные передвижные палатки. Под присмотром Тимура с испанскими дипломатами обращались как с почетными гостями: каждый вечер они устраивали пышные банкеты и пили.
Битва при Анкаре стала переломным моментом в истории Османской империи, в результате чего империя распалась и почти рухнула. Это спровоцировало 11-летнюю гражданскую войну между сыновьями Баязида. Это был первый случай в истории Османской империи, когда султан был взят в плен.
Возможно, мы знали Баязида как завоевателя Константинополя, а не султана Мехмеда II, но Тимур позаботился о том, чтобы это не так. Баязид умер в плену, вероятно, покончив жизнь самоубийством из-за унижения.
Существуют преувеличенные истории о том, как его держали в клетке, а его жену заставляли служить рабыней, но они основаны на художественных произведениях, а не на исторических источниках.
Но нет никаких сомнений в том, что у одного из самых могущественных монархов мира с потрясающей военной карьерой был далеко не драматичный конец.
Заключение
Тимура помнят за совершение ужасающих злодеяний. Но нет никаких сомнений в том, что его кампании изменили ход истории. Тимур умер в 1405 году по пути вторжение в Минский Китай. Несмотря на то, что он не принадлежал к семье Чингисхана, возможно, он был тем, кто ближе всего подошел к своему наследию.
Мечтой Тимура было восстановление Монгольской империи. Он хотел сделать это, потому что монгольская военная машина развалилась в нескольких уголках мира. Если вам интересно узнать больше, прочтите следующую историю о королевствах, которые успешно отбросили монголов.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш ДЗЕН.