Найти тему
Minsknews.by

Золушка легкого поведения и Шапка-людоед. Искусствовед раскрыла истинное лицо персонажей любимых сказок

Оглавление

Как вам Золушка легкого поведения? Или Красная Шапочка, которая с аппетитом умяла бабушку? Оригиналы теплых ламповых историй раскрыла столичной публике искусствовед Екатерина Вересова. Впечатлялась лекцией «Недетские сказки» корреспондент агентства «Минск-Новости».

Ежу понятно, что большинство детских сказок идеально причесаны и выглажены. Сказка – это же развлечение, чтиво на ночь. После которого должен быть сладкий сон, а не истошный ор, заикание и нервный тик. Правда? Видимо создатели первоначальных сказок так не считали.

-2

Основоположники – это кто? На ум, обычно, приходит либо Шарль Перро, либо братья Гримм. Но! Самым первым собирателям историй и сказаний считается итальянец Джамбаттиста Базиле. И отжигал этот товарищ покруче немецких братьев, чьи оригиналы сейчас называют особенно леденящими кровь.

-3

Если миф объясняет устройства этого мира, то сказка всегда несет поучительный аспект, – отмечает искусствовед, выпускница Санкт-Петербургской академии художеств Екатерина Вересова. – Смысл, который изначально закладывали в сказки – предостеречь, подготовить ребенка к сложным жизненным ситуациям. И даже напугать. Потому что сильное потрясение, как правило, страх, запоминается ярче всего. У того же Шарля Перро в его сборнике «Сказки матушки гусыни» абсолютно любая история оканчивалась поучительным наставлением.

Бабушку съел не волк

-4

Вот такое послесловие у «Красной Шапочки». Лейтмотив – не разговаривай с незнакомцами, деточка. Сказку про девочку в ярком головном уборе все помнят. И заканчивается она хорошо.

– А в изначальном варианте концовка страшная, – отмечает Е. Вересова. – И, кстати, вместо шапки был плащ с капюшоном. А вместо пирожков и масла, она, как истинная француженка, несла сыр и полусухое, возможно красное.

А в конце и вовсе бабушку собственную съела…

Это в причесанной версии волк старушкой отобедал. В оригинале – он ее приготовил, кулинар-затейник. И заметьте, никаких «У меня лапки!». А когда Шапочка таки добрела до домика, переодетый бабулей волк позвал девочку к столу, накормил пирожками с человечиной, напоил кровью, которую заботливо спустил у все той же старушки. В истории фигурирует кошка, которая пыталась предупредить, мол, «Шапочка, ау, тебя ничего не смущает? Или совсем вкусовые рецепторы убила?». Но хищник котофея прибивает, чтобы не мешался. И девочке заявляет, мол, «Раздевайся, лезь в постель, есть тебя буду». Те, кто подумал не в ту сторону, – спокойно. Именно есть, в прямом смысле этого слово. Причем без одежды не потому, что ткань из клыков выковыривать неудобно. А затем, чтобы Шапка, которая поймет, что дело пахнет керосином, не придушила зверя шерстяными гамашами. На диво предусмотрительный хищник. Другие в те времена не выживали. Конец истории.

-5

А где же дровосеки, спросите вы? А ребята с топорами появляются уже в версии братьев Гримм. Шапка там уже не людоед, но все равно с характером. Мало ей было, что волку брюхо вспороли, она туда камней натолкала и зашила. У немецких сказочников это, похоже, любимейшая пытка – такой же вариант встречается в произведении «Волк и семеро козлят». Там, правда, хоть смысл есть от такой фаршировки – пошел волк пить, кувыркнулся в колодец, а камни в брюхе его на дно утянули.

Золушка-маньяк

И если Красная Шапочка людоедкой стала случайно, то Золушка мачехе голову снесла по собственному горячему желанию.

Первую европейскую Золушку, точнее – Зозолу, мы встречаем в сборнике сказок у того самого Базиле, – подчеркивает Е. Вересова. – И девушка замарала ручки во всех смыслах этого слова. Помните, как начиналась история?

Народ в аудитории скромно шепчет про мачеху, двух злых сестер, хрусталь и тыквы.

– Вы еще спойте «Добрый жук» и будет полный набор по «Ленфильму», – смеется искусствовед. На экране тем временем тематический слайд.

-6

Туфельки были меховые, вместо феи-крестной была птичка, а первую мачеху Золушка убила еще в самом начале. Вот это поворот!

Если кратко: теплых чувств между дамами не было. В один из деньков младшая заявляет: «Маменька, у нас там в сундуке что-то лежит! Может, папенька подарок оставил?». Маменька сдуру /от любопытства/ просто побрякушки любила – подставьте любой вариант – заглянула. А змеюка-Золушка крышку резко опустила. Устроила, понимаешь, домашнюю гильотину. Шейные позвонки мачехи, логично, не выдержали столкновения с железом. Конец? Не-а.

У преступления оказался свидетель – добрая нянюшка. Вероятно, не слишком добрая, иначе зачем Золушке предлагать бартер «ты папе не говори, кто виноват в его неожиданном вдовствующем положении. Выходи за него замуж! Будем все вместе жить-поживать, добра наживать». Вот оно счастье? Как бы не так! Зозола себе не просто яму выкопала, а котлован размерами 9 на 9 метров. Цифра не из потолка взята: ровно столько дочерей было у нянюшки. Да и сама она оказалась похлеще первой мачехи. И умнее – в сундуки заглядывать отказывалась. И устроили Зозоле «веселую» жизнь. Дальше история без сильных расхождений от известной нам всем: рабство в собственном доме, бал, принц, вместо феи птичка.

-7

А с туфелькой хрустальной нюанс.

– Изначально обувка была меховой, – рассказывает Екатерина Вересова. – И только с течением времени превратилась в хрустальную или стеклянную. Лингвисты объясняют это тем, что слова «мех» и «стекло» во французском языке очень похожи по прононсу.

И лучше бы остался мех. В мягкую обувку проще втиснуть лапку даже 45-го размера. И не нужно резать пальцы и пятки. А именно этим занялись сестры Зозолы, когда прознали, что принц невесту по туфельке ищет. Занятно, что идею подкинула сама главная героиня сказки. Мол, зачем вам ноги целые? Королевы или на лошадках разъезжают, или в паланкинах.

Принц, к несчастью, оказался умным. И с хорошим зрением. Заметил, что обувка как-то странно сидит, да и кровищей вся залита. Точнее, ему акцентировали, та самая птичка-помощница: «Посмотри-ка, посмотри! Башмачок-то весь в крови!». Жуликов отправили ковылять восвояси, а Зозолу в королевы произвели. Конец.

Совет для жениха: перед свадьбой загляни в трудовую невесты

Есть еще более старинная версия времен Древнего Египта про работящую девушку, которая вышла замуж за царя. Правда, там вовсе и не девушка была, хотя и работящая. Золушка с берегов Нила была гетерой. Купалась она как-то в реке и потеряла… Нет, не честь и совесть – этих добродетелей у нее давно не водилось, а сандалю. Обувку подхватил орел и принес почему-то фараону. Тот умилился миниатюрной обувкой, прикинул размер ножки, восхитился еще больше и развернул поисковую операцию. Нашел свою красотку невысоких моральных принципов и жили они счастливо и умерли в один день. Как вариант, от заболевания, передающегося половым путем. Потому что мы помним, кем работала мадам до брака.

Долго спать вредно для здоровья

Но круче всего расходятся оригинальная и известная нам версии «Спящей красавицы». Отжигал, конечно же, тот самый Базиле, создатель «Сказки сказок». Начинается все чинно: красивая принцесса, проклятие злой колдуньи, сон, смахивающий на летаргию. А потом начинается… Во-первых, на башню никто не расщедрился – положили в охотничьем домике в лесу. Во-вторых, принц, а точнее целый король никого не целовал, а банально надругался над беззащитной девицей. Правда, даже от активных действий красавица не проснулась. Подозреваем, по самолюбию короля это ударило знатно. Развернулся и уехал. А спящая красавица (которую звали Талия, а не Аврора, как у доброго Диснея) через 9 месяцев родила близнецов. Дальше больше: появились феи, приложили малюток к груди… А в «холодильнике» — пусто. Соски под рукой, конечно же, не было. А вот руки были. И один из малышей случайно высосал из пальца ту самую занозу, которая в свое время ввергла принцессу в сон.

-8

Представьте степень обалдения дамочки! Засыпала девицей в прекрасном замке, а проснулась с детьми и в лесу. А тут король, возьми да появись. Видимо, самолюбие взыграло, решил взять реванш. История гласит, что радовался он сильно. Еще бы: ни тебе каприз беременных «принеси арбузика в полночь февраля», ни сбора сумок в роддом. На все готовое. Но была проблемка: жена официальная в истории фигурирует. Потому папа-кукушка наплел с три короба новой пассии и домой вернулся. Есть версия, что обнаглел настолько, что привез фаворитку и детей пред ясные очи королевы. Та от наглости обалдела и приказала повару из малышей рагу сделать и королю неверному к столу подать. (Мы слышим запах греческого мифа про Медею и Ясона, а вы?) У повара с честью и совестью все было, на удивление, хорошо. Близнецов он спрятал, а еду сообразил из ягнят. В конце королеву-садистку казнили, а с новой женой и детьми король жил долго и счастливо.

Закономерно возникает вопрос, а чему учит эта сказка? Мы же помним, что напутствие всегда должно быть!

-9

Спорно, конечно. Может, лучше учить: спи чутко, не рой яму другому, не ешь людей? Но, кто этих европейцев разберет.

Зачем так жестоко?

– Популярность многих сказок пришлась на достаточно голодное время в Европе, – объясняет искусствовед. – Не удивительно, что тема каннибализма кочует по многим историям. Особенно заметно это у Шарля Перро. Вполне вероятно, что часть сказок не только поучает, но и транслирует проблемы того времени. Тот же Мальчик-с-пальчик и его вариации. Лейтмотив – голодный год, детей не прокормить и их отправляют в лес. Авось как-нибудь сами разберетесь.

Вопрос на миллион: сказок много. У Базиле 50, у братьев Гримм и вовсе сборники больше 200 насчитывали. Почему искусствовед выбрала именно эту великолепную четверку – Красная Шапочка, Золушка, Спящая красавица, Мальчик-с-пальчик?

-10

– Это одни из самых старых сюжетов, – объясняет Екатерина Вересова. – По сути, фабулы, которые потом обрастали подробностями, меняли детали и героев, превращались в другие истории. Интересный момент еще и в том, что до наших дней сохранились одни из самых страшных сказок. Пусть они сейчас и предстают в очень причесанном и добром варианте. Мне очень нравится цитата Жюля Этцеля, который и издал сказки Шарля Перро в те времена. «Нет человека, который не знал бы имени Красной Шапочки. Самый внимательный читатель отсеял из своей памяти три четверти того, что он когда-то прочел. Но самый рассеянный из них не забыл сказку «Синяя борода».

Фото автора