Найти тему
Cat_Cat

Избушка кузнеца. Дом Сергея Кириллова в Кунаре

К «наивному стилю» в искусстве обычно относят нарочито непрофессиональную живопись, скульптуру, всяческое декоративно-прикладное творчество. А может ли быть наивной архитектура? Да запросто!

Кунара – обычное уральское село в 20 км от Невьянска. Сто лет назад там жило больше тысячи человек, сейчас – едва полторы сотни. Но нас интересует один: кузнец Сергей Кириллов. Родился он в 1930 г., так что юность у него была отнюдь не «сахарная». Война оборвала его образование на трёх классах, на фронте погиб отец – повзрослел Серёжа рано. Несмотря на удары судьбы, он остался добрым и творческим человеком, душой компании, непременным гармонистом на сельских свадьбах. А ещё он, похоже, непоколебимо верил в светлое будущее.

-2

От отца Кириллову достался деревенский дом – большой, старинный и изрядно обветшалый. Жизнь пришла в относительную норму, в 1951 г. новый хозяин женился и три года спустя взялся за ремонт своего жилища, решив заодно добавить ему ярких красок… и уже не смог остановиться. Работа «официально» завершилась к 50-летию Октябрьской революции, продлившись аж 13 лет, но и в дальнейшем кузнец продолжал добавлять своему детищу новых и новых деталек. Возвращаясь с работы, он немедля шёл в мастерскую, где с головой погружался в искусство художественной резьбы и ковки, коему никогда специально не учился.

-3

Дом Сергея Кириллова стал потрясающей смесью сказочного терема и музея советской символики под открытым небом. Буйством разноцветных орнаментов и резьбы фасад напоминает расшитый костюм. На эту поляну архитектор-самоучка посадил множество ярких цветов и вазонов, ажурных наличников и водосточных труб, даже маленький резной балкончик. Под коньком вместо традиционного солнца красуется оберег в духе времени – барельеф с профилем Ленина. Крыльцо – отдельное произведение резного искусства. На калитке, воротах и гараже среди растительных мотивов живут медальоны, на коих герб СССР соседствует с былинными сюжетами.

-4

Но заметнее всего, конечно, фигурки октябрят и пионеров, что уместились на самом краю крыши, попирая «постаменты» — яркие резные башенки. Советское юношество запускает белых голубей, держит стяги с немодными нынче лозунгами и уверенно смотрит в светлое будущее – куда-то в сторону Екатеринбурга. Конёк крыши оформлен целой короной с красными знамёнами, звёздами, голубями, космическим кораблём, непременным гербом Союза и всадником на белоснежном коне.

-5

В 2001 г. Кириллов умер, и заботы о кунарском тереме легли на его вдову Лидию Харитоновну. Той было тяжело, дом начал приходить в упадок. По счастью, он к тому времени стал довольно известной местной достопримечательностью, а архитектурная «движуха» в области очень сильная. Волонтеры помогали следить за домом, для режиссёра Александра Федорченко он послужил декорациями фильма «Ангелы революции». В 2014 г. вышла книга «Домик в Кунаре. Цветы и голуби кузнеца Кириллова» за авторством тогдашнего главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана (внесён в реестр иноагентов) и его жены Юлии Крутеевой. Ройзман наверняка узнал о Кунаре, посещая расположенный неподалёку старинный городок Невьянск – он большой поклонник местной иконописной школы.

-6

Активно боролся за дом Кириллова журналист и градозащитник Александр Новичков, требовавший от областных властей присвоить избушке охранный статус. Те, впрочем, не сопротивлялись, и в 2018 г. одно из сотен неизвестных чудес Урала признали выявленным объектом культурного наследия. Очень вовремя, ибо в следующем году умерла Лидия Харитоновна, и заботиться о доме стало некому.

Интерьеры дома Кириллова тоже яркие
Интерьеры дома Кириллова тоже яркие

Ходят разговоры о создании там музея, но пока без конкретики. Истории дома кузнеца Кириллова ещё далеко до счастливого конца, однако радует, что хотя бы развивается она в правильную сторону: в маленьком уральском селе продолжает жить памятник… нет, пожалуй, не архитектуры. Это памятник наивному пафосу времени светлых надежд, который несоизмеримо чище, честнее и убедительнее пафоса официозного.

Автор: Иван Конюхов