Известно ли вам, что проституция в Российской империи 19 века была вполне обыденным и даже частым явлением? В связи с тем, что многие девушки и женщины испытывали материальные и финансовые затруднения, они вынуждены были идти на отчаянный шаг. Доходило даже до того, что потенциальных жриц любви заманивали в публичный дом. Так называлось заведение, где “ночных бабочек” готовили к предстоящей работе, обучали, а также предоставляли все необходимые условия и удобства.
Все бы ничего, но представительницы слабого пола рисковали многим. Особенно собственным здоровьем. Это вполне очевидно: медицина позапрошлого столетия не была настолько развита, чем современная. Например, большая часть прост*туток в тот период болела неизлечимой болезнью - сифилисом. В конце концов практически каждую женщину ждала одна и та же участь. “Ночная бабочка” попадала в трущобы, где риск выжить в нереальных условиях стремился к нулю.
Так чем же занимались прост*тутки в 19 веке на территории Российской империи? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более детально рассмотреть один день из жизни “ночной бабочки”. В этой статье вы узнаете практически все: от попадания потенциальной жертвы в публичный дом до ее конечной судьбы. Так что настоятельно рекомендуем читать материал очень внимательно и до самого конца.
“Камелии” и “толерантки”.
Прежде, чем перейти непосредственно к жизни и судьбе прост*туток, необходимо обратить внимание вот еще на что. В 19 веке дамы с пониженной социальной ответственностью делились на две категории: “камелии” и “толерантки”.
К первой категории относились женщины, которые одевались в пышные наряды. Они всегда следили за модой. Вот как раз та самая неизвестная, о которой мы уже упоминали, относится к “камелиям”. Соответственно, такие содержанки выбирали мужчин побогаче и высокого социального статуса. Чтобы обслужить “камелию”, необходимо было серьезно раскошелиться. Расходы на таких дам были большие.
К “толеранткам” относились женщины, которые подчинялись сводницам. Последние внушали потенциальным клиентам, что перед ними барышни, которым не хватает любви и ласки. Мужчины, помимо удовлетворения первоначальных потребностей, рассчитывали на духовную составляющую. Главное отличие “толеранток” от “камелий” заключается в том, что последние имели больше возможностей и считались более свободными.
Безвыходное положение и тяжелая жизненная ситуация.
Наконец-то мы подобрались к самому главному. К жизни “ночной бабочки” в провинции или другом крупном городе. Давайте ответим на самый главный вопрос: что сподвигло даму идти на такой отчаянный шаг?
Здесь все предельно просто! Молодая девушка или достаточно взрослая женщина приезжает в город. Она рассчитывает на то, что ее жизнь и дальнейшая судьба здесь сложатся более, чем благополучно. Однако, ситуация складывается совсем по-другому.
В жизни дамы встречается кавалер, который обещает ей не просто любовь. Он готов ее обеспечить всем самым необходимым. В итоге выходит все наоборот. С наступлением ночи после занятия любовью мужчина ее бросает и выставляет за порог. Да еще и без средств к существованию!
Естественно, что такие дамы оказываются в сложной ситуации. Необходимо как можно скорее думать о предстоящей работе. Нет, не о прост*туции! Как поступали женщины в большинстве случаев: они покупали недорогую газету с объявлением об услугах трудоустройства. Либо где-то на улицах городов видели подобные объявления. И тут потенциальные жертвы попадались на удочку! Предложение о работе горничной, буфетчицы или швеей с высокой оплатой труда. Женщины приходили по адресу, и тут начиналось самое неожиданное. Оно-то раз и навсегда меняло судьбу человека.
Дома терпимости: что это такое и кто в нем проживал.
Немаловажно и то, что будущие дамы легкого поведения сперва не понимали, куда приходят. А ведь таким способом женщин вербовали, что очень приветствовалось в 19 веке. И это неспроста!
Для исторической справки: еще в период правления императора Николая I издали специальный указ. Согласно нему прост*туция отныне считалась легализованной. На вполне закономерный и логичный вопрос (почему) отвечаем. Таким способ население страны боролось с неизлечимой болезнью - сифилисом. Этот коварный недуг переносился на прост*туток.
Возвращаемся к дому терпимости. Он же представлял собой бордель или публичный дом. По праву данные понятия можно считать синонимами. Дама, которая впервые зашла в такое заведение, обращала внимание на ключевые детали: роскошная мебель, огромный зал, персидские ковры, хрустальная люстра, чучела животных. И тут начиналось первое знакомство с хозяйкой борделя - бандершей.
Можете себе представить, как женщина с таким статусом воздействовала психологически на будущую прост*тутку? Сперва она как следует могла накормить нового гостя. Потом уверяла, что работа действительно здесь есть. А работница примерно через месяц может накопить достаточную сумму, чтобы впоследствии начать жизнь с чистого листа. Дамы, к сожалению, безоговорочно соглашались. Действовали не здравым умом, а эмоциями. Как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке.
В борделе жили преимущественно как раз те самые женщины из низшего социального положения. Ими заведовали бандерши. Вечером сюда приходили гости: чиновники, банкиры, офицеры. Они как раз и сближались с “ночными бабочками”. Сначала застолье, потом вечерние танцы, а с наступлением ночи - постель.
Содержанки делились на три типа: уличные, бланковые и билетные. Уличные осуществляли свою деятельность за пределами заведения. Бланковые действовали самостоятельно и без поддержки своих соратниц. А вот последние имели так называемый желтый билет, где были прописаны все правила новой профессии. Свое название данный билет получил за то, что он изготовлялся из бумаги низшего сорта и качества. Которая, к слову, со временем желтела.
Распорядок дня прост*тутки в борделе.
Первое, что необходимо было сделать билетной прост*тутке (разберем ее в качестве примера), так это отдать паспорт соответствующему должностному лицу, а взамен получить желтый билет. Именно он удостоверял личность проститутки, а также содержал общие правила.
Например, правила гласили, что раз в неделю девушка должна была проходить медицинский осмотр у врача. Последний как раз выявлял или опровергал признаки сифилиса. Также запрещалось покидать бордель с целью свободного перемещения по городу. Многим “ночным бабочкам” сложно было адаптироваться к новым условиям своей работы.
С получением желтого билета дама ознакамливалась с инструктажем: как одеваться, где хранить деньги и сбережения, что делать в свободное от работы время. Ночью, как правило, работали. Затем к утру возвращались в публичный дом. Спали примерно до 4-х часов дня. После этого приводили себя в порядок: ванны и туалет. Шли обедать. Что касается развлечений, то “ночные бабочки” имели полное право на то, чтобы и на музыкальных инструментах поиграть (гитаре или мандолине), и почитать литературу. Из книг преимущественно предпочитали поэзию. Наконец, выходили на смену. Далее - уже по известному сценарию. В общем, рутинная работа. Но и платили неплохо: за две смены дамы легкого поведения могли заработать столько, сколько зарабатывали в то время швеи за месяц при 12-часовом рабочем графике!
Дресс-код прост*туток представлял собой пеньюары, чулки, глубокие вырезы (декольте) на верхней одежде. Т.е. все то, что указывало на социальный статус. И на это обращали внимание как потенциальные клиенты, так и обычные прохожие.
Страх заболеть сифилисом и дальнейшая судьба дам легкого поведения.
Вы даже и представить себе не можете, как “ночные бабочки” боялись заболеть сифилисом! Ведь в таком случае они, по сути, выбывали из борделя. Сперва больничные койки, а затем другие, более дешевые, заведения. В этих местах женщины доживали последние дни своей жизни.
Такими заведениями являлись трущобы. По сравнению с борделями они представляли собой самый настоящий кошмар. Антисанитарные условия, грязь, низшие слои общества - вот, что ждало тех, кто уходил из публичного дома. В трущобах дамы начинали злоупотреблять алкоголем, часто недосыпали. Все эти условия разрушали человека не только внешне, но и изнутри.
Существует статистика. На конец 19 века 50% прост*туток переболели сифилисом. 73% из общего числа проституток проработали в данной сфере 5 лет, а 5% смогли отработать 15 лет.
Можно было покинуть бордель!
Ответим на самый волнующий вопрос: могла ли жрица любви вернуть свой паспорт и покинуть публичный дом? Да, правила желтого билета разрешали это сделать. Дамы легкого поведения делали это по двум основным причинам: начать жизнь с чистого листа или по требованию опекуна. Последним могло стать любое лицо, заинтересованное в благополучном исходе той или иной женщины. Правда, заново приспособиться к нормальным человеческим условиям и вернуться в полноценное общество удавалось немногим.
Вывод.
Таким образом, проституция в 19 веке в Российской империи представляла собой сложную и рутинную профессию. Плюс ко всему она сопровождалась риском заразиться неизлечимым сифилисом. Наконец, такие занятия подрывали психику даже самых стойких и здравомыслящих людей. Тем не менее заниматься проституцией вынуждали тяжелые жизненные обстоятельства.