Тема круглогодичной переправы через Анадырский лиман поднималась неоднократно. В позапрошлом десятилетии по инициативе тогдашнего губернатора Чукотки Романа Копина обсуждался вопрос о строительстве мостового перехода. Но дальше разговоров дело не двинулось. Что было вполне предсказуемо. В самом узком месте берега разделяет около 5 км. Если при этом учесть и природно-климатические особенности, то проект выходит слишком уж дорогим. А о его окупаемости не может быть и речи.
Тем не менее, проблема остается. Ежегодно залив пересекает около 60 тыс. человек. Дело в том, что водная преграда разделяет Анадырь и аэропорт. Так сложилось исторически. Последний строили для нужд военных. В целях безопасности его решили возвести подальше от гражданских объектов. Однако позднее это стало одной из главных проблем для жителей региональной столицы.
Переправляться на другой берег приходится на паромах и катерах (в том числе, на воздушной подушке). Зимой — по льду. В отдельные периоды года добраться до аэропорта можно только на вертолете, а погода не всегда бывает летной. К тому же, перевозки стоят недешево. Эти моменты в очередной раз и обсуждались жителями Анадыря на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, который побывал с визитом на Чукотке в январе 2024-го.
Улучшить ситуацию призваны пять новых аэролодок, на приобретение которых федеральное правительство выделило 117 млн руб. Но это, как заверил главу государства губернатор ЧАО Владислав Кузнецов, решит проблему лишь частично. Кардинально изменить ситуацию может инженерно-технического сооружения через Анадырский лиман. Однако его строительство обойдется дорого.
На вопрос Путина, сколько нужно денег, Кузнецов констатировал — много. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил, что прорабатываются различные варианты переправы, однако все они предполагают сооружение канатной дороги. Чиновник подчеркнул, что, к сожалению, на данный момент готового проекта нет, но работа в этом направлении продолжается и в дальнейшем будут представлены варианты.
Трутнев подчеркнул, что из-за особых погодных условий (повышенной ветровой нагрузки), учитывая и протяженность аэромоста, необходимо тщательно подойти к разработке соответствующих решений. Объект будет уникальным. И в случае реализации — самым длинным среди аналогичных на территории России.
Как остроумно заметила в ходе обсуждения данной темы предприниматель Наталья Макатрова, круглогодичный тепличный комплекс которой Путин посетил накануне, дешевле перенести город на другую сторону, чем строить канатную дорогу. Реплика вызвала смех в зале и замечание президента, что и ее шикарные теплицы в таком случае придется переносить.
Если бы речь шла о мосте, то с Макартовой (путь это и была шутка) отчасти пришлось бы согласиться. Однако канатная дорога, по словам инициаторов проекта, выйдет не так дорого. Этот вариант детально прорабатывается специалистами компании «Транслиман» (резидент Арктической зоны РФ) с 2019-го.
Три года назад они подтвердили, что технически сооружение аэромоста через Анадырский лиман возможно. Местным властям представили предварительный вариант, предполагающий строительство канатки от Анадыря до поселка Угольные Копи протяженностью 7,6 км. О нем Трутнев говорил и во время выступления в Совете Федерации в октябре 2021-го. Хотя рассматривается и альтернативный маршрут, непосредственно до аэропорта — около 10 км.
Тогда озвучивалась сумма в 4 млрд руб. Даже с учетом удорожания проекта, ее нельзя назвать неподъемной. Более того, отмечается, что дорога сможет довольно быстро выйти на самоокупаемость (в отличие от моста), особенно, если учесть, что перевозить по ней планируют не только людей, но и грузы. К тому же, некоторые инвесторы интересовались проектом и выражали готовность вложить в него свои средства. Не исключено, что в будущем объект будет построен в формате государственно-частного партнерства.