Найти в Дзене
Глаз Бога

Этическая теория Иммануила Канта. «Основоположения метафизики нравственности».

Этика И. Канта, является второй после Аристотеля фундаментальной теорией морали. Если этика Аристотеля была выражением нравственности традиционного общества, то этика Канта воплотила нравственные установки эпохи модерна. Этика Аристотеля была этикой добродетели и этикой блага, теория Канта – это этика долга. Аристотель делал акцент на ценностных и содержательных сторонах морали, Кант – на императивных и формальных ее аспектах. Кант построил теорию морали, стремясь показать ее специфику, отделить не моральное от аморального, а моральное – от других социальных и духовных явлений. В результате этика Канта приобрела следующие характеристики. 1. Антинатурализм. Кант выступил против господствующего этического течения своего времени – натурализма. Для немецкого мыслителя мораль не вытекает из природы, мораль вменяется в обязанность. Главное ее понятие – долг. Кроме того, стремясь понять специфику морали, Кант противопоставлял законы природы и законы свободы. В этом плане мораль – это не приро

Этика И. Канта, является второй после Аристотеля фундаментальной теорией морали. Если этика Аристотеля была выражением нравственности традиционного общества, то этика Канта воплотила нравственные установки эпохи модерна. Этика Аристотеля была этикой добродетели и этикой блага, теория Канта – это этика долга. Аристотель делал акцент на ценностных и содержательных сторонах морали, Кант – на императивных и формальных ее аспектах.

Кант построил теорию морали, стремясь показать ее специфику, отделить не моральное от аморального, а моральное – от других социальных и духовных явлений. В результате этика Канта приобрела следующие характеристики.

1. Антинатурализм. Кант выступил против господствующего этического течения своего времени – натурализма. Для немецкого мыслителя мораль не вытекает из природы, мораль вменяется в обязанность. Главное ее понятие – долг. Кроме того, стремясь понять специфику морали, Кант противопоставлял законы природы и законы свободы. В этом плане мораль – это не природная склонность человека, мораль – это жизнь по законам свободы, ее суть – это свободное исполнение долга. Что же, если не природа, выступает у Канта источником морали?

2. Рационализм. Источником морали является чистый практический разум. Разум является чистым в том смысле, что он берет свои идеи не из обобщения эмпирического опыта, а имеет их a priori – до всякого опыта. Разум является практическим, т.е. прямо влияющим на способность совершать нравственные поступки. Кант писал: «Нам дан разум как практическая способность иметь влияние на волю… истинное назначение его должно состоять в том, чтобы породить не волю как средство для достижения какой-либо другой цели, а добрую волю самоё по себе». При этом разум – это не природное свойство человека, категории рассудка, по Канту, носят трансцендентальный, а идеи разума – трансцендентный характер.

3. Трансцендентализм– в этике Канта мораль возможна благодаря способности человека быть одновременно гражданином двух миров: эмпирического мира феноменов и трансцендентного мира ноуменов. В этике Кант использует свою философскую идею о различении «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас»: мира феноменов, которые являются нам в познавательном опыте, и мира ноуменов, которые непознаваемы. На этой основе он определяет специфику морали по сравнению с другими (легальными) нормами и способами поведения.

Гносеологическая схема:

-2

Человек как «вещь-для-нас», т.е. в сфере явлений (феноменов), живет по законам природы. Как обыденное существо, он следует склонностям и стремится к счастью. При этом он не свободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. К числу легальных можно отнести поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием; целесообразные поступки, совершаемые из стремления к пользе или безопасности; приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению. Все они совершаются сообразно долгу, но не из чувства долга. такое легальное поведение осуществляется по гипотетическим императивам, т.е. по требованиям, построенным по схеме «если…, то….». Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.

Таким образом, в сфере вещей-для-нас, в сфере феноменов поведение человека гетерономно, зависит от обстоятельств, имеет внешнюю детерминацию. Для того, чтобы мораль была возможна, необходимо трансцендирование за пределы мира сущего. И такая способность, благодаря разуму, у человека есть.

Человек как «вещь-в-себе», т.е. в своей разумной сущности (в ноуменальной сфере), способен жить по законам свободы и в результате совершать собственно моральные поступки. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью (как было и у Спинозы).

Таким образом, мораль – это автономное поведение человека: человек способен следовать долгу как своему собственному внутреннему закону, поступать не только сообразно долгу, но из чувства долга. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.

В сфере ноуменов человек руководствуется категорическим императивом – безусловным требованием, которое надо исполнять не ради какой-то другой цели или блага, но ради него самого, из уважения к моральному закону – закону свободной разумной человеческой сущности. Трактовка морали как долженствования характеризует этику Канта как ригористическую.

4. Ригоризм.

В нормативном плане ригоризм предполагает непреклонное, бескомпромиссное соблюдение этических принципов, безотносительно к конкретным обстоятельствам. В теоретическом плане ригоризм утверждает долг в качестве главной этической категории (в противовес благу как центральной категории этики Аристотеля).

Единый и безусловный закон долга Кант назвал категорическим императивом (категорическим требованием). Читайте их в след вопросе

5. Формализм.Для того, чтобы быть всеобщим и универсальным, моральный закон должен определять не содержание морали, а ее форму. Категорический императив не предписывает конкретного содержания поступков, например, надо ли переводить старушку через дорогу. Это может оказаться как нравственным, так и безнравственным. Моральность человека определяется не тем, что он делает, а тем, чисты и универсализуемы ли были его мотивы (максимы), относился ли он к старушке как к цели и как «представительнице человечества». Так у Канта моральность определяется не содержанием поступка, а его формой, не содержанием нормы, а способом ее вменения. Благодаря такому формализму категорический императив позволяет проверить на моральность поступок любого содержания, дать нравственный ориентир в незнакомой ситуации или новой сфере человеческих отношений.

Однако формализм и тренсцендентализм этики Канта приводят к разрыву между долгом (формой морали) и благом (содержанием морали), между моральным поведением и счастьем человека. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». Для разрешения этой проблемы Кант вводит постулаты бессмертия души и бытия Божьего как гарантию того, что должное поведение ведет человека также и к высшему благу (счастью).

При этом Кант продолжает настаивать, что моральный закон имеет приоритет перед всеми другими видами норм, в том числе перед религиозными. Нравственное поведение человека не может зависеть от загробного воздаяния (иначе оно будет легальным), оно должно быть автономным. Есть Бог или нет (что по Канту недоказуемо и неопровержимо), это в морали ничего не меняет. Мораль не вытекает из религии, она имеет собственный автономный источник. Зато сама религия вытекает из морали, ведь в морали мы ведем себя так, как будто есть Бог, который гарантирует истинность нравственных правил и воздаяние за их исполнение. А поскольку фактически наблюдается следствие (мораль), значит, есть и причина этого (Бог). Таково моральное доказательство бытия Бога, выдвинутое И.Кантом.