Человек – это продукт природы‚ он подчинен ее законам и не имеет в себе ничего сверхприродного.
1.Натуралистическая.
Киники, атомисты (Демокрит‚ Эпикур) придерживались такого мнения.
В англо-французском просвещении образ ˝человека-машины˝: ползающие в вертикальном положении машины.
Человек – не венец‚ а тупик развития‚ несостоявшееся животное. Свихнувшаяся обезьяна с нарушенной функцией щитовидной железы, которая трансформирует нормальные инстинкты в социальные предрассудки. Человек – это худшее из животных (начинается с Ницшеанского ˝Человек – это то‚ что нужно преодолеть˝). Шелер, Леснер, Гелен, Фрейд (?).
2. Экзистенциально-персоналистская позиция.
Человек – принципиально уникальное образование‚ которое нельзя редуцировать ни к природным‚ ни к социо - культурным фактам. Ж.-П. Сартр - ˝У человека нет природы˝, т.е. объяснение с таких позиций уничтожает суть человека.
Религиозная позиция Христианства направила вектор интереса вовнутрь. Атеистическая традиция.
Бога нет – ну и ладно. Человек должен сам за себя решать и за себя отвечать.
3. Рационалистическая позиция.
Величие человека – в разуме. (Декарт‚ Гегель‚ Кант, Спиноза‚ Лейбниц, стоики)
Маркс - ˝Человек – совокупность общественных отношений˝.
Общественная солидарность составляет смысл индивидуальной человеческой свободы.
Интерпретация человека через социальное дополняется структуралистскими воззрениями. Структурализм ищет разу в феноменах текста‚ культуры и др. более общих социальных конструктах. Для структурализма, человек – функция. Он играет предписанные ему роли. Структурализм связан с тезисом о смерти человека в культуре 20 века, он становиться вплетен в уже созданную матрицу культур‚ языков‚ текстов.
Философская антропология как философское течение‚ возникшее в 20-е годы 20 века‚ ставящее целью синтез философских знаний о человеке. (М.Шелер, Гельмут Леснер, Арнольд Гелен).
Оформление философской антропологии было попыткой построить новый образ мира‚ исходя из человека. Построить новую ˝метафизика˝‚ но уже как МЕТАантропологию. Попытка не очень получилась. Человек интерпретируется исходя из 2-х начал‚ которые находятся в противопоставлении (духовное и жизненное). Дух не имеет своей энергии. Жизнь не имеет разума и сознания.
Гелен нарисовал чисто биологизированный образ человека. Философская антропология была редуцирована к наукообразным исследованиям. Культурная антропология.
Постмодерн – исходный образ человека – в ˝расколотости сознания˝‚ ˝Я˝, ˝встроенности˝ человека одновременно в витальные‚ политические‚ экономические и семантические процессы. Человека можно объяснить через что угодно в рамках постмодерна, т.к. он очень сильно интегрирован во все.