Что это? "Наутилус" капитана Немо из романа Жюля Верна? Модель старой подводной лодки? Нет – перед вами реальный боевой корабль длиной всего 6 метров.
Одноместное судно приводилось в движение педальной системой, вращающей винт. Вооружение состояло из мины, которая должна была прикрепляться к корпусу вражеского корабля. На лодках Джевецкого впервые в мире была осуществлена регенерация воздуха.
Для этой цели изобретатель применил особый воздушный насос, приводимый в действие при движении от гребного вала. Насос прогонял воздух через раствор едкого натрия. Очищенный от углекислоты воздух снова подавался в помещение. Через строго определенные промежутки времени добавляли кислород из баллона.
Как удалось изобретателю запустить такую малютку в серийное производство?
Даже если бы Стефан Карлович Джевецкий, поляк, российский подданный, был настолько богат, чтобы финансировать строительство 50 субмарин, без одобрения государственных структур сделать это было невозможно.
Но изобретатель не был миллионером. Значит "cherchez la femme" – ищите женщину, да не простую, а влиятельную!
Военно-инженерное ведомство доложило о лодке Джевецкого императору Александру III (1845–1894 гг.), и он пожелал ее увидеть летом 1881 года в Гатчине на Серебряном озере, которое отличалось прозрачностью воды и глубиной до 60 м.
За несколько дней до назначенного даты, Стефан Карлович избороздил все озеро. Изобретатель знал, что Александр III неразлучен с императрицей Марией Фёдоровной, которая старалась никуда не отпускать его из-за болезненного пристрастия мужа к выпивке. К тому же она была учредительницей Общества спасения погибающих на водах, значит точно приедет.
Настал день испытаний. Император с женой сели в шлюпку и вышли на середину озера, а Джевецкий маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под ней. Наконец, венценосная чета пристала к берегу и вышла на пристань. Стефан Карлович ловко причалил около их ног, открыл люк, вылез на пристань, преклонил колено и вручил Марии Фёдоровне букет, сказав:
«Это дань Нептуна вашему Величеству».
Неизвестно, что больше понравилось царице – букет орхидей или подводная лодка, но уже в том же году 50 субмарин было построена на заводах Санкт-Петербурга.
После постройки 16 подводных лодок остались в Кронштадте, 32 по железной дороге были отправлены на Черное море, одна передана С. К. Джевецкому для дальнейшего совершенствования, одна оставлена в распоряжении заказчика – Инженерного управления.
Использованная литература
Джевецкий Стефан Карлович (1843-1938) // Они оставили след в истории
Каторин Ю. Первая в мире серийная субмарина - подводная лодка Джевецкого