Найти тему
Думающая история

Как получить из государственной казны деньги на воплощение своей мечты?

Оглавление

Что это? "Наутилус" капитана Немо из романа Жюля Верна? Модель старой подводной лодки? Нет – перед вами реальный боевой корабль длиной всего 6 метров.

Экспонаты зала № 1 Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Источник изображения: naukatehnika.com
Экспонаты зала № 1 Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Источник изображения: naukatehnika.com

Одноместное судно приводилось в движение педальной системой, вращающей винт. Вооружение состояло из мины, которая должна была прикрепляться к корпусу вражеского корабля. На лодках Джевецкого впервые в мире была осуществлена регенерация воздуха.

Внутреннее устройство подводной лодки Джевецкого. Источник изображения: naukatehnika.com
Внутреннее устройство подводной лодки Джевецкого. Источник изображения: naukatehnika.com

Для этой цели изобретатель применил особый воздушный насос, приводимый в действие при движении от гребного вала. Насос прогонял воздух через раствор едкого натрия. Очищенный от углекислоты воздух снова подавался в помещение. Через строго определенные промежутки времени добавляли кислород из баллона.

Перевозка подлодки Джевецкого по железной дороге из Одессы в Санкт-Петербург. Источник изображения: odessa-memory.info
Перевозка подлодки Джевецкого по железной дороге из Одессы в Санкт-Петербург. Источник изображения: odessa-memory.info

Как удалось изобретателю запустить такую малютку в серийное производство?

Даже если бы Стефан Карлович Джевецкий, поляк, российский подданный, был настолько богат, чтобы финансировать строительство 50 субмарин, без одобрения государственных структур сделать это было невозможно.

Стефан Карлович Джевецкий. Источник изображения: odessa-memory.info
Стефан Карлович Джевецкий. Источник изображения: odessa-memory.info

Но изобретатель не был миллионером. Значит "cherchez la femme" – ищите женщину, да не простую, а влиятельную!

Военно-инженерное ведомство доложило о лодке Джевецкого императору Александру III (1845–1894 гг.), и он пожелал ее увидеть летом 1881 года в Гатчине на Серебряном озере, которое отличалось прозрачностью воды и глубиной до 60 м.

Карта озер дворцового парка в Гатчине. Источник изображения: fb.ru
Карта озер дворцового парка в Гатчине. Источник изображения: fb.ru

За несколько дней до назначенного даты, Стефан Карлович избороздил все озеро. Изобретатель знал, что Александр III неразлучен с императрицей Марией Фёдоровной, которая старалась никуда не отпускать его из-за болезненного пристрастия мужа к выпивке. К тому же она была учредительницей Общества спасения погибающих на водах, значит точно приедет.

А.А. Тронь. Испытание подводной лодки Джевецкого на Серебряном озере в Гатчине. 1880. Источник изображения: www.simvolika.org
А.А. Тронь. Испытание подводной лодки Джевецкого на Серебряном озере в Гатчине. 1880. Источник изображения: www.simvolika.org

Настал день испытаний. Император с женой сели в шлюпку и вышли на середину озера, а Джевецкий маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под ней. Наконец, венценосная чета пристала к берегу и вышла на пристань. Стефан Карлович ловко причалил около их ног, открыл люк, вылез на пристань, преклонил колено и вручил Марии Фёдоровне букет, сказав:

«Это дань Нептуна вашему Величеству».
Императрица Мария Фёдоровна (Дагмар Датская). Источник изображения: i.pinimg.com
Императрица Мария Фёдоровна (Дагмар Датская). Источник изображения: i.pinimg.com

Неизвестно, что больше понравилось царице – букет орхидей или подводная лодка, но уже в том же году 50 субмарин было построена на заводах Санкт-Петербурга.

Сборка лодки на заводе Гарута. Источник изображения: naukatehnika.com
Сборка лодки на заводе Гарута. Источник изображения: naukatehnika.com

После постройки 16 подводных лодок остались в Кронштадте, 32 по железной дороге были отправлены на Черное море, одна передана С. К. Джевецкому для дальнейшего совершенствования, одна оставлена в распоряжении заказчика – Инженерного управления.

Использованная литература

Джевецкий Стефан Карлович (1843-1938) // Они оставили след в истории

Каторин Ю. Первая в мире серийная субмарина - подводная лодка Джевецкого

Степан Карлович Джевецкий – изобретатель и конструктор подводных лодок. Часть 2. - Музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско