Часть 6
По улице ездит старьевщик меняет тряпки на свистульки, и белую глину для побелки. Я очень хочу свистульку соловья, и бабушка дает мне какую-то тряпку, я счастлива в моих руках синеголовый соловей, нальешь воды в отверстие, дуешь в хвостик, и соловей заливается вместе со мной в трелях и посвистах. Что бы никому не мешать своим соловьиным пением уходила в сад, забиралась на вишню и насвистывала. Затем принималась кушать вишневый клей – вкусно. Вишни росли высокие, густые, настоящие острова. А когда созревали вишни, было одно удовольствие их собирать – крупные на длинных ножках и сладкие! Для бабушки часто рвала черную бузину для киселя – это был лечебный слабительный бабушкин кисель.
В семье решили разводить цыплят, появилась квочка. Бабушка накопила яиц. Днем, когда было яркое солнце, бабушка показала мне, как отобрать годные яйца, из которых вылупятся цыплятки, и как отобрать негодные, которые пойдут в яичницу! Бабушка принесла журнал свернула его в трубку и, приставив яйцо тупым концом к противоположному отверстию стала смотреть прямо на солнце, затем велела сделать это и мне. Я должна была увидеть в яйце темное пятно. Если оно есть, значит, яйцо с зародышем, а если нет, то в яичницу. Я отобрала 21 яйцо – столько может прогреть курица, бабушка организовала для нее гнездо в сарае, положила яйца и посадила курицу. Теперь осталось ждать появления цыплят. Потом я это семейство охраняла от ястребков.
В это время я стала читать стихи С. Есенина и М. Лермонтова, учила «Демона» на память, а бабушка рассказывала о театре и «Пиковой даме». Потом я видела в тетьковской галерее картины Врубеля. На них Демон был таким как я его представляла - красивым, и очень грустным! Я очень долго изучала картины и очень хотелось найти в этом образе сверхъестественные силы. В одном из залов произошло чудо. Смотрела картину Верещагина…. И вдруг все на ней ожило. Ожил воздух, ветер, травы и все было так, как будто я нахожусь на этом поле прошедшего сражения. Это было не продолжительно, но очень явно. У картины В. Сурикова вдруг начали двигаться сани с боярыней Морозовой. Это были мгновения! Но это поразительные мгновения. Я была счастлива!
Привезли большую скирду соломы и сгрузили на усадьбе деда Василя (брат моего дедушки). Мы с Томой, моей сестрой и еще были дети играли на этой скирде, и вдруг Томочка провалилась, провалилась с головой, глубоко в стог. Дети побежали звать взрослых, а я взялась ее откапывать, и пока взрослые прибежали Тамару я вытащила, она была вся в полове и соломенной пыли. Я очень испугалась. И узнала, что можно утонуть не только в воде, но и в стоге соломы!
-Томочку отдали учиться недалеко от дома, в Анновскую украинскую школу, а я ходила в русскую. Тома училась хорошо.
Часть 7
Наш класс решил ехать на каникулах летом в Одессу, мама нашла для этого денег, сшила мне платье с оборкой понизу и на рукавчиках, да еще и купила широкий черный блестящий с пряжкой модный в то время пояс к платью, я была счастлива, я поехала с ребятами в Одессу. Мы ехали поездом, эту дорогу я совсем не помню, не помню где мы жили. Помню наши путешествия по улицам Одессы с ее платанами, посещение собора – очень красивое здание и внутри много золотого блеска и море! По-моему мы на море были все время. Я не умею плавать и забираюсь в воду на берегу и волны омывают меня и обнажают. Тело мое ласкают солнечные лучи и дуновения жаркого ветра. Наплескавшись, выползаю на берег и строю из песка замки и засыпаю, и вдруг просыпаюсь от боли, оказывается мальчишки наловили маленьких крабиков и прицепили мне их на пальчики, я их стряхнула и побежала снова в воду. В воде медузы-зонтики, они небольшие, но к ним лучше не прикасаться – жгут кожу. В воде играем, плескаемся, кувыркаемся, играем в догонялки! Счастье!
У нас выход в Одесский оперный театр. Это удивительной красоты здание. Будем смотреть и слушать оперу «Пиковая дама». Как хорошо, что я уже знала ее содержание. Внутри театр - для меня дворец. Много лепнины и цвета. Мы сидим всей нашей детской компанией на самом верху. Видно хорошо и слышно то, что поют. В память врезалась сцена отчаяния Германа, после последнего проигрыша в карты. Я не сострадаю игроку, проигрыш – факт, ты решился на игру!
Гуляем по улицам Одессы, большие деревья – платаны, нам экскурсовод объяснил, что эти деревья не имеют коры. Ходим и по магазинам. Особенно нас привлекали витрины магазинов, очень красиво! Все время теряем одноклассницу – Шуру Перепелицу, она не могла быстро рассматривать и все задерживалась у витрин.
Нам предстоит посетить картинную галерею. Я жду и уже вся трепещу от счастья, что увижу настоящие картины. Здание музея куда нас привели было небольшим – это был музей Айвазовского, он рисовал море. Я рассматривала вначале содержание картин и была в размышлениях как мастерски и умело художник на небольшом пространстве полотна изображал колоссальные сюжеты: бушующее море, кораблекрушение и шторма… Дальше я уже почти носом клевала картины рассматривая мазки которыми художник строил всю эту красоту, мощь и буйство стихий.
Дома что-то происходит, мама очень озабочена и ведет со мной разговоры о поступлении моем в интернат. Для этого нужны справки о моей учебе, состоянии здоровья и с ее места работы, о ее заработной плате. Видимо искали выход, куда меня определить и решить финансовые проблемы. Возможно, мое присутствие в доме уже было помехой. Я не знаю, но поняла, что в доме для меня места уже нет! Как-то я не особенно печалилась по этому поводу, все как будто было предрешено.