Часть1
Моя бабушка А.Е. Древаль (в девичестве Гуц.) и Моя мама А. Я Ухина (в девичестве Древаль)
Из г. Красноармейска мы переехали жить в Доброполье и поселились у дедушки с бабушкой – родители мамы.
Они строили дом для себя и видимо мечтали прожить свои преклонные года тихо и спокойно и в какой-то мере счастливо, он вот нагрянули мы. Дом был небольшой, две крохотных спальни, гостиная и большая кухня. Много земли у дома, флигель с сараем во дворе. Во флигеле печь, стол и небольшой топчан. В сарае свинья, конь и курицы, утки. Огород спускается прямо к низу, к речушке Бык.
Нашу мебель: буфет, ломберный столик, тумбочку, этажерку, стулья на гнутых ножках все поставили в самой большой комнате. Туда же поставили вдоль теплой стены кровать, на которой я спала. Мама и Томочка спали вместе.
Бабушкин и дедушкин дом, у нас теперь нет своего дома! У нас теперь другая жизнь. Мама ищет работу. В стране безработица. Ее с большим трудом устраивают в колхоз, но там за ее старание в труде, ее товарки по бригаде стали выживать. Мама очень страдала. Работу ей нашли – но это каторга! Она всю жизнь до самой пенсии, стиснув зубы, молча, без жалоб и мольбы о помощи и пощаде кидала и кидала лопатой тяжелый мокрый шлам (угольную пыль) в грязных холодных черных стенах фабрики ЦОФ. Бабушка и дедушка требовали от нее работы на работе и дома. Таков был уклад, к тому же она была неудачница. У нее сломана семейная жизнь, да еще двое детей на руках, да еще нет образования. Кому она нужна, боже мой, как мне было больно и сейчас я задыхаюсь от этой боли, и рыдает моя душа, но такие испытания нам женщинам из рода Древалей были посланы! Это канва жизни, по которой мы ткали свой узор жизни. Я маму с этого времени практически и не помню в своем общении.
Моя мама была красивой статной женщиной. Красота ее была породистой, интеллигентной. По жизни она оказалась большой мастерицей. Если у нее находилось время и ей очень хотелось освоить что-то из женского рукоделия она делала это с успехом – вязала кружева разбирая самостоятельно узоры, плела макраме, но больше ей пришлось делать мужской работы – класть печи, перекрывать крыши и т.д.
Помню, однажды была большая суматоха вокруг шитья для нее платья. Было много разговоров – и наконец, оно было сшито местной портнихой. Платье с крылышками, я не помню, что бы мама - это платье, когда – либо носила.