Эта метаморфоза может показаться странной, но есть определенная логика в том, как Род Стюарт превратился из короля модов в знаменитого поп-вокалиста
Путь от короля моды до большого человека в поп-музыке через песни Maggie May и Pool Hall Richard был догим и кому-то может показаться странным, но в творческом развитии Рода Стюарта есть своя логика. Он начинал свою карьеру с ритм-н-блюза, и что бы дальше не происходило, навсегда остался верным своему искусству. Отмотаем время назад и вспомним, как он это сделал.
Родерик Стюарт родился в Северном Лондоне в 1945 году и в детстве по-настоящему заболел футболом и музыкой. Не сумев добиться успеха в первом, он углубился во второе, живя в плавучем доме неподалеку от Брайтона и играя на губной гармошке с Уиззом Джонсом, ныне известным фолк-певцом и гитаристом.
Прошло время, и Род Стюарт отправился путешествовать и вскоре оказался в Париже, где он ночевал под мостами, а затем в Барселоне, откуда в 1963-м его депортировали за бродяжничество.
Он был битником, но его незапланированное возвращение в Лондон поменяло приоритеты. Род влился в прогрессирующее в Англии мод-движение и полюбил соул-музыку.
Он присоединился к THE DIMENSIONS, позже трансформировавшихся в JIMMY POWELL & THE FIVE DIMENSIONS. При этом Пауэлл взял на себя основные вокальные обязанности, и тогда Род перебрался в HOOCHIE COOCHIE MEN Джона Болдри, где его прозвали Rod The Mod.
Они попали на телевидение, но синглы на Decca и Columbia провалились, а Стюарт пел с очень им любимой, но малопродаваемой мод-ритм-энд-блюз группой STEAMPACKET, а затем с SHOTGUN EXPRESS, и это уже был совсем иной уровень, поскольку компанию ему составляли Питер Грин, Питер Барденс и Мик Флитвуд, Род делил основной вокал с ритм-энд-блюзовой певицей Берил Марсден.
В 1967-м он присоединился к THE JEFF BECK GROUP, публика оценила его хрипловатый, искренний вокал. Стюарт записал с Беком два хорошо принятых альбома, Truth и Beck-Ola, и оставался в группе до 1969 года.
В тот же период, когда он работал с Беком, Род Стюарт записал сольный сингл Little Miss Understood.
Он подписал контракт с Mercury Records, присоединился к FACES, где помимо него играли три бывших участника SMALL FACES, а также Ронни Вуд, бывший гитарист мод-группы THE BIRDS и будущий - THE ROLLING STONES.
C этого момента и начинается всё самое интересное для поклонников современного Рода Стюарта.
Его дебютный альбом An Old Raincoat Won't Ever Let You Down представил сочетание стилей, которые певец, по его словам, впитал в себя на протяжении прошлых лет: рок-н-ролл в стиле Street Fighting Man группы THE ROLLING STONES, фолк в формате народных песен Man Of Constant Sorrow или Dirty Old Town, но была также и Handbags And Gladrags бывшего солиста группы MANFRED MANN Майка Д'Або, которая и вдохновила Стюарта на Little Miss Understood. Каждая из перечисленных песен отличалась тем, что текст имел прямой смысл - это были конкретные истории. И дебютный хит Рода 1971 года Maggie May также рассказывал историю: молодой парень познакомился с женщиной старше его, но хотел закончить отношения, за которые он, тем не менее, был ей благодарен. Но Maggie May - это также и название народной песни, которую Род услышал ещё в начале 60-х, так что она вновь возвращает его к прошлому.
FACES были успешной британской рок-группой начала 70-х, и хотя их музыку скорее воспринимали как фон, чтобы «хорошо провести время», нежели что-то более глубокое, в песнях отчётливо проявилась склонность Стюарта к историям, представляющим какой-то смысл и интерес для слушателей. Среди них Miss Judy’s Farm, рассказывающая о рабстве, история, которую скорее можно было ожидать от чернокожего соул-певца, а не от белого британца.
Он остался верен подходу и когда пошёл в гору как сольная звезда, обращаясь к бывшей возлюбленной в You Go He Go Help,
вспоминая прекрасную соул-певицу Максин Браун Oh No Not My Baby
и отправляясь в «плавание» (Sailing) вместе с песней группы THE SUTHERLAND BROTHERS.
Альбом Стюарта 1974 года Smiler довольно-таки неожиданно для сольного релиза вокалиста представил короткую инструментальную версию I’ve Grown Accustomed To Her Face Алана Джея Лернера и Фредерика Лови.
Так что к середине 70-х тяга Рода к песням-историям уже вовсю давала о себе знать.
Pool Hall Richard - песня и сингл FACES, написанная участниками группы Родом Стюартом и Ронни Вудом. Его продюсировали Майк Бобак и Рон Невисон.
Интересно, что несмотря на то, что Ронни Лейн указан на обложке, его нет ни на одной из сторон сингла, он покинул группу в июне 1973 года - накануне записи в начале июля, а сингл вышел в декабре того же года. Вместо него гитарист Ронни Вуд сыграл на бас-гитаре на первой стороне, а уже несколько раз заменявший Лейна Тецу Ямаути - на второй, записанной на фестивале в Ридинге в августе 1973 года. Ямаути отыграл свои первые концерты с FACES в июле 1973 года, но официально присоединился к группе как раз после записи Pool Hall Richard.
В альбоме 1976 года A Night On the Town была история, написанная джазовыми музыкантами Ральфом Макдональдом и Уильямом Солтером. Песня Trade Winds предложила сложные аккордовые последовательности и чрезвычайно теплое настроение.
Для альбома Foot Loose And Fancy Free 1977 года Род записал соул-балладу Гомера Бэнкса (If Loving You Is Wrong) I Don't Wanna Be Right: это история о cложных любовных отношениях, своим звучанием определенно выросшая из джазовой эпохи.
И хотя Род продолжал по-разному экспериментировать с альбомами в течение следующих нескольких лет, время от времени уже появлялись намеки на его будущее собственное направление в музыке: в альбоме 1988 года Out Of Order это блюз эпохи Великой американской депрессии Nobody Knows You When You're Down And Out,
а также Try A Little Tenderness, песня, которую в основном знают по версии Отиса Реддинга 1966 года, но исходно она датируется 1932-м.
Поэтому не стоит удивляться тому, что Rod The Mod в 2002 году продолжил свой экскурс в старые американские песни, записав It Had To Be You.
Род всегда любил мелодию. Ему нравились песни, в которых рассказывались истории, особенно связанные с очаровательными персонажами, борющимися со своими чувствами. Род хотел браться за сложные задачи: его выбор материала всегда был интересным и продуманным, и хотя он великолепно исполнял блюз-роковые мелодии, его не пугали и джазовые последовательности аккордов или романтические баллады – он справлялся со всем этим - просто потому, что навсегда остался тем парнем-битником, который когда-то играл на губной гармошке с Уиззом Джонсом.
Хотя нет, всё началось ещё раньше: в семье Стюартов все были поклонниками Эла Джолсона, и Род вырос, слушая его песни.
Род записал песню Blue Skies, спетую Джолсоном в первом в мире звуковом фильме «Певец джаза».
Род был влюблен в эту музыку. Ещё во время сессий 1973 года он записал песню Ev’ry Time We Say Goodbye Коула Портера, но мы услышали эту классику с его голосом лишь через 40 лет.
Он хотел и был готов соответствовать джазовым стандартам, и многие его поклонники тоже были готовы: его записи из серии The Great American Songbook были его самыми успешными за последние десятилетия.
Soulbook посвящен музыке 60-х годов в США, которую он слушал, ещё когда был модом.
Christmas album с классическими рождественскими песнями
Альбом классики рока Still The Same, просто чтобы напомнить нам, откуда он родом.
Так что теперь мы знаем, что он пришел не только из рок-н-ролла: Род всегда воплощал совокупность множества направлений и влияний, возможно больше, чем любая другая звезда его поколения. Сейчас он вновь вернулся к написанию своих собственных песен, вдохновленный своим погружением в «Великий американский песенник». И все, что Род Стюарт примерял на себя, от пиджака битника до модного свитера, от комбинезона из леопардовой кожи до смокинга, он воплощал в жизнь с большим вкусом, соединяя традиции и стиль со своей собственной индивидуальностью.