НЕ НАДО РУШИТЬ ЛЕГЕНДУ
Днём пришла горькая весть не стало великого Русского актёра – ушёл из жизни народный артист СССР, худрук Малого театра Юрий Соломин. Вечером пошли сюжеты, последние съёмки, интервью Борисова за несколько дней до попадания в больницу с инсультом. Зачем? – совершенно непонятно. Что может нового рассказать старый артист? Не надо даже визуально рушить любимый образ и легенду!
Юрий Соломин родился в Чите, в семье музыкальных педагогов Зинаиды Рябцевой и Мефодия Соломина. Спустя шесть лет в семье появился еще один сын — Виталий. Оба доказали, какие возможности были у пареньков из далёкой провинции и совершенно небогатых родителей. Они окончили Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. Впоследствии братья сыграли яркие роли, Юрий Соломин стал народным артистом СССР, а Виталий Соломин получил звание народного артиста РСФСР.
Его однажды спросил корреспондент РГ: «Среди ваших многочисленных наград есть японский орден "За вклад в мировую культуру". И есть медаль "Слава Читы" за №1. Что вам дороже?»
Соломин: Дороже мое первое звание лауреата Государственной премии имени братьев Васильевых за "Адъютанта его превосходительства". Это была очень почетная премия, сейчас ее уже нет. А медаль "Слава Читы" - это совершенно другое. Это - моя родина, земля, из которой я появился. Купеческая деревянная Чита с сопками вокруг, с багульником, который зацветает в конце апреля, еще в снегу. Бревенчатый дом с большими окнами, где в одной комнате, перегороженной на две, мы семьей жили...
Во всех сообщениях и некрологах стала расхожей фраза: «От адъютанта до министра культуры России». Да, на излёте Советского Союза, на стыке 1990-1991 годов он стал министром культуры РСФСР – тогда далеко не главная республиканская должность. Сам Соломин говорит: «Тогда, в начале 90-х, я просто больше освоил техники - в смысле указов, приказов, постановлений. А так, продолжая играть в театре, я жил не как министр, а как обличенный особыми полномочиями артист. У меня, как и сейчас, никаких приемных часов не было».
Тогда так можно было – государство упускала все вожжи руководства в культуре да и всей идеологии. Кстати, 21 ноября 1989 года - актер и режиссер Николай Губенко неожиданно для многих стал последним министром культуры СССР. В следующем году Губенко продолжил свое политическое восхождение – стал членом ЦК КПСС и вошел в Президентский Совет. Несмотря на свою колоссальную нагрузку, он тоже продолжал играть в театре на Таганке. где зрели свои скандалы. Губенко возглавлял Министерство культуры СССР до 28 августа 1991 года.
Всё это (два актёра – на высших культурных постах с театральным совмещением), как многие считают – было совершенно неправильным. Но тогда многое и так рушилось, а фигур, равной Екатерине Фурцевой – уже и в помине не было. Хоть советские актёры, русские мужики, которые в отличие от следующих министров, особенно Михаил Швыдкого – что-то полезное для национального творчества делали. А уж про нынешний дамский минкульт – смешно говорить: пустое место!
Юрий Соломин ясно понимал и не просто повторял, а претворял в жизнь слова гениального Алекандра Островского: «Без театра нет нации». И уточнял: «Без театра - значит, без языка в первую очередь, без литературы».
Сегодня и классический русский театр уродуется, и отечественная литература – никому не нужна. Кстати, я один раз только писал рецензию на игру Юрия Соломина, когда он играл главную роль в спектакле Малого театра «Игра» - пьесе по роману советского классика-фронтовика Юрия Бондарева. Великое поколение, великие Мастера!
Прощай, легенда и настоящий патриот - Герой России!