Будучи поклонником «первого» «Твин Пикса» я достаточно прохладно в своё время отнесся к полнометражному «дополнению» 1992 года.
По прошествии ряда лет, восприятие в лучшую сторону не изменилось, хотя, вот читаю, что в США, позже вроде бы произвели «переоценку» этого фильма и стали к нему относиться теплее. Иногда американцев не поймешь – почему тот или иной фильм у них проваливается в прокате, например, любимый в наших широтах «Водный мир», но касательно «Твин Пикс: Сквозь огонь» - вопросов по меньше. Не сказать, что это кино прямо с оглушительным грохотом провалилось, но приятного для Дэвида Линча было, конечно, мало – из затраченных 10 миллионов оказалось собрано менее 5.
И мне кажется, «повинны» в провале, как раз фанаты старого сериала, которые бежали на премьеру с горящими, как у сов глазами, но выходили потом из кинотеатров, как будто их Леди с Поленом, этим своим Поленом по голове шандарахнула. Что-то, как-то, не того… Ждали если не разгадок, то хотя бы новых тайн, а их раз-два и обчелся, да и на старые, ответа как не было, так и нет. Зрителю, как будто подали не горячей добавки, а позавчерашний разогретый суп.
Для меня же самой интересной частью фильма оказался пролог с новым агентом Честером Дезмондом. Да, я читал, что он почти на замену пришел, потому как Кайл Махлахлен жутко возгордился (что совсем не пошло ему в итоге на пользу), и его пришлось уговаривать, хоть что-то сыграть. Но новый персонаж Криса Айзека как-то умудрился вписаться в историю «Твин Пикса» и его с напарником крохотный пролог, где они пытаются расследовать убийство Терезы Бенкс, на мой скромный зрительский взгляд, полностью соответствует духу старого «Твин Пикса». Чего, увы, не скажешь обо все остальном, что есть в этом фильме.
Главный провал картины – это Лора Палмер. Да, в сериале эта странная и порочная девушка была всё время за кадром, ее окружала какая-то волшебная вуаль страшной тайны, и ее бесконечно романтизировали все подряд значимые герои – Бобби, Джордж, Джози, Гарри, Донна и прочие. Боюсь, Линч совершил ошибку и крупный промах, безжалостно сорвав со своей главной героини флер таинственности и романтизма. А что осталось? Увы, почти ничего.
Весь фильм и посвящен одной только Лоре Палмер, да вот беда – зритель и так мало того, что знает, чем всё закончится, так ему еще и прекрасно известна вся ниточка событий, изложенных в фильме. Ну, за некоторым исключениями, вроде сцены с одержимым Майком у лесовоза. Их буйство с Донной в клубе? Так это в дневнике все уже прочитали, он вышел в США до премьеры «Сквозь огонь». То есть, Линч не сказал ничего нового.
И да, вот еще что. Несмотря на то, что прошло всего полтора-два года с момента завершения сериала, уже заметно, как «подросла» Шерил Ли. Актриса всё-таки 1967 года рождения, понятное дело, не настоящих же школьниц в таких фильмах снимать, но если в сериале она еще тянула на старшеклассницу (этот эффект достигался еще и тем, что ее было очень мало в кадре), то в фильме, который полностью сконцентрирован на одной лишь героине, её возраст уже слишком бросается в глаза.
Кстати, наверное, самый популярный фильм с этой актрисой у нас в России, вовсе не «Твин Пикс», а «Вампиры» 1998 года. Прошло еще каких-то шесть лет, а Шерил Ли уже не узнать. Я неоднократно говорил со своими знакомыми, которые прекрасно помнят и сериал «Твин Пикс» и «Вампиров» Джона Карпентера, так вот многие убеждены, что Лору Палмер и ту, укушенную вампиром жрицу любви, играли разные актрисы. Не все, знаете ли смотрят, иностранных актеров в титрах.
В американских рецензиях «по горячим следам» Лору в фильме называли «утомительным тинэйджером». И я, пожалуй, соглашусь. Она утомительна, вовсе не романтична, не таинственна и даже малоприятна. Куда-то исчезла вся ее магическая аура, которая была раньше и к которой привыкли за два сезона поклонники сериала. (Да, что касается нашего зрителя, мы тогда понятия не имели о «сезонах»).
И здесь идет уже нестыковка с сериалом – вот непонятно почему так все обыватели Твин Пикса горевали. Они потеряли члена общины – это больно, но … разве Роннет Пулласки не член этой же общины? Она жива, но вряд ли придет в норму, однако по ней что-то не особо плачут. Вместе с аурой исчезла «особенность» Лоры Палмер, вот в чем главная проблема фильма. Про финал книги, вышедшей по итогам 3-его сезона, я уже и вовсе молчу сейчас – там Лору и вовсе все забыли, вот те раз.
И возможно, я не корректно выразился – провал Лоры, это не неудача лично Шерил Ли. Причина провала картины – довольно странное, как и прочее у Линча, решение взвалить всё на одного персонажа и это после масштабного сериала, который тянут три, а то и четыре десятка персонажей, каждый из которых по-своему великолепен.
И, да, почему всё-таки, нашим уже современным локализаторам так не нравится оригинальное название – «Огонь, иди со мной»?