Полицейская драма Мартина Скорсезе начинается голосом Фрэнка Костелло за кадром, произносящим “Никто ничего не отдаёт даром, нужно уметь это взять”.
Фрэнк Костелло – американский ирландец из Бостона, лидер мафиозной группировки, занимающейся незаконной торговлей и оборотом наркотиков, его группа сбывает похищенные процессоры и оставляет за собой плотный шлейф из трупов.
Одним первым высказыванием формируется первое впечатление от Фрэнка. Он не будет ждать ничьей милости. Чуть позже, когда Фрэнк взял под своё крыло юного Колина Салливана, он произносит вторую фразу, тоже характеризующую его мировоззрение: Non serviam (Не повинуюсь). Согласно Википедии, фраза используется политическими и религиозными группами, что иллюстрирует их желание взбунтоваться против несправедливости, против устоявшихся убеждений, которые уже стали привычными. В контексте сюжета драмы “Отступники” это звучит иронично, потому что произносят эту фразу лидер мафии и будущий полицейский, который стал “крысой” в собственном коллективе. Получается, фраза в этом сюжете возвращается на своё место, потому что традиционно она приписывалась сатане, который произнёс эти слова как отказ служить Богу на небесах. Фрэнк Костелло крайне отрицательно относится к церкви (“церковь хочет, чтобы ты встал на колени, поднялся, снова встал на колени; если тебе по душе эти вещи, то я не знаю, чем тебе помочь”), он уверен, что человек сам строит свою судьбу без вмешательства высших сил, как и было им озвучено в начале фильма.
Сюжет
В Бостоне в полицейском управлении сформировано новое подразделение, куда отобраны лучшие стажёры, показавшие отличные интеллектуальные результаты и проявившие готовность для выполнения сложных заданий. Первое их задание – организовать выход на бостонского главаря Фрэнка Костелло (Джек Николсон). Как сказал руководитель Отдела специальных расследований капитан Эллерби (Алек Болдуин), было бы отлично, если не полностью нейтрализовать их деятельность, то хотя бы снизить уровень преступлений, чем подчеркнул длительность и сложность борьбы с Костелло.
В это новое подразделение вошёл молодой полицейский детектив Колин Салливан (Мэтт Деймон), с детства знакомый с Фрэнком Костелло, и который растил его как своего сына.
В то же время молодой парень Билли Костиган (Леонардо Ди Каприо), выпустившись из полицейской академии, как и Салливан, пытается устроиться в полицейское управление, но на собеседовании с капитаном Куинаном (Мартин Шин) и сержантом Дигнамом (Марк Уолберг) понимает, что у него нет шанса стать полицейским из-за проблемной биографии. Но капитан и сержант предлагают ему другой выход – стать агентом под прикрытием, чтобы проникнуть в банду Костелло в качестве бывшего преступника со сроком заключения, кому матёрый преступник сможет доверять.
Так начинается история ловли Фрэнка Костелло. И рассуждение, что такое быть полицейским и играть роль полицейского.
Мысли по фильму после просмотра
Колин Салливан – сын ирландца Джонни Салливана. Джонни работал в аэропорту простым уборщиком. Сам Колин жил с бабушкой, в детстве у него не было в семье примера сильного мужского примера.
Фрэнк Костелло держал автомастерскую (это один из его бизнесов, в число которых входит и порно-кинотеатр), куда и взял юного Колина на работу, где преподавал ему философию настоящей жизни.
У Билли Костигана тоже сложная ситуация, но иного плана. Его отец имел связи с бандитами Южного Бостона, дядя Томми попался на продаже оружия федеральным офицерам, кузен Шон Костиган занимается распространением наркотиков, дядя Джеки – авторитет среди гангстеров, и его уважает даже Фрэнк Костелло. Сам Билли отметился своим взрывным нравом, проявившимся со школьных времён. Билли был вынужден жить с матерью, и, подобно Колину, тоже не получил полноценного отеческого внимания. Так, Фрэнк Костелло заменил и для Билли, и для Колина фигуру отца.
Обратила внимание, что Костелло в самом начале появляется постепенно. Для зрителя это сначала голос, перед Колином он появился как грозная фигура в лавке, властная и подавляющая своим присутствием, и “бросившая” в мальчишку пакет с продуктами и комиксами про Росомаху. Из тени он вышел пафосно и медленно, очередной раз производя впечатление на юного Салливана, отчётливо произнося: “Если ты захочешь кем-нибудь стать, обязательно станешь. Но в церкви об этом не рассказывай. Когда я был твоего возраста, нам говорили, что мы можем стать полицейскими или преступниками…. Вот только если на тебя наставлено дуло пистолета, кто ты такой, совершенно не важно”. Как это ни печально, но в самом финале это действительно не важно, когда Колин произносит краткую реплику “И ладно”, стоя с пакетом из бакалеи под прицелом Дигнама.
Если для Колина он выходил из тьмы, как сатана со своими учениями, то Билли Костиган впервые соприкоснулся с незримым Костелло на могиле матери, увидев открытку от него с надписью: “Небеса примут усопших рабов Божьих” (Heaven holds the faithful departed), что выглядело как подсказка исхода для Билли, Колина и Фрэнка, в том числе. А потом, благодаря паре стычек с разными людьми (особенно важной из которых является драка с итальянцами из Провиденса и привлёкшей к нему пристальное внимание), Билли лично знакомится с Фрэнком Костелло, который очень жестоко проверяет парня на принадлежность к полиции. Убедившись, что на Билли нет микрофонов, Костелло принимает его в свою группировку. И в дальнейшем становится ясно, что Билли был единственным, кому Фрэнк доверяет больше прочих.
Для обоих молодых людей Фрэнк Костелло является очень властной, сильной фигурой, которая ими руководит. И, несмотря на то, что он отрицает роль церкви и, конечно, Бога в жизни, в некотором роде он метафорически и является им для Колина и Билли. Они оба его названные дети, которых он “создал”, а сейчас держит в страхе, а кара его будет страшной в случае их просчёта в действиях. “Привет, пап” – это совершенно неслучайная кодовая фраза для переговоров по телефону, установленная Костелло для Колина. Если продолжить эту мысль, то Билли и Колин – это собирательные образы хороших мальчиков, воспитывавшихся без отца и попавших в дурную компанию.
Тема двоякости идёт через весь сюжет. Здесь показана изнанка полицейского управления – с одной стороны, это охрана порядка, но, с другой, у отличного полицейского есть свои люди среди тех, кого они ловят, и наоборот (Костелло и Колин Салливан). Невозможно сделать хорошее дело, не совершив плохого (Билли, внедрённый в банду Костелло, вынужден убивать). Происхождение, которое, по сути, однозначно может повлиять на будущее (Колин и Билли).
Колин Салливан и его семья не имели связей с преступным миром, и парень мог вести обычную жизнь, просто став добропорядочным полицейским. Но знакомство с Фрэнком его впечатлило так, что он принял решение идти по его стопам, более того, под прикрытием закона.
Билли Костиган, несмотря на преступную семью, когда все дядюшки имеют знакомых в “тёмном” мире, хотел стать рядовым полицейским, то есть занять абсолютно противоположную сторону “игровой доски”. В финале он заявляет, что хочет вернуть свою личность, то есть снять с себя статус “крысы”, засланной во вражескую группировку. В этом требовании вернуть личность кроется и его понимание себя, как не принимающего воровской и преступный миры. Колин, в отличие от Билли, был более склонен к преступлениям и низким поступкам, он был больше “крысой” по натуре. Хотя судьба ему благоволила, наряжая в респектабельный костюм, давая возможность жить в квартире с видом на бостонский Капитолий и встречаться с девушкой, имеющей хорошую профессию.
Билли же был вынужден исполнить эту роль по заданию. Удаление Колином личного дела Билли Костигана из полицейской базы показывает его желание убрать конкурента, потому что он понимал – Билли из чувства справедливости не оставит предательство Салливана нераскрытым. Когда Билли был убит, Колин Салливан распорядился приставить его к награде за заслуги, чем придал себе дополнительной важности в глазах общественности, отводя этим самым от себя любые подозрения; также это момент облегчения от того, что Билли взял на себя его участь.
Для меня этот фильм немного похож на “Славных парней” (1990, GoodFellas) тоже от Мартина Скорсезе. В нём тоже есть восторженный юноша, очаровавшийся эстетикой мафии, но работавшей в районе Бруклина, где он взрослел. Это был смышлёный Генри Хилл, которого под своё крыло взял неотразимый Джимми “Джентльмен” Конуэй, от которого парень научился вести дела и красиво одеваться, благодаря которому тоже постиг правду жизни. Со временем понял, что наблюдать со стороны за красивыми автомобилями и самоуверенными мужчинами с золотыми часами на запястьях, производящими впечатление властителей мира, – это не то же самое, что оказаться на одном поле с этими мужчинами. В итоге оба фильма сводятся к одному тезису: срывается покров романтики с вожделенного объекта. Как Генри Хилл в “Славных парнях” считал мафию крутой, так же ошибся и Колин Салливан в “Отступниках”.