Топ-3 маркера геморройного проекта, которые брать в работу очень дорого, и это не про деньги.
Привет!
Недавно я завершила свой самый долгий проект по разработке сайта - почти 3 месяца мы с командой собирали сайт на 6! блоков.
Первое сообщение в рабочем чате числится аж 2 октября, а утихла переписка только 28 декабря.
Поэтому так долго отсутствовала) Шучу, конечно)
Ничего сложного - ни в дизайне, ни в блоках, ни в верстке, сам проект - центр красоты и здоровья.
Камон, что может пойти не так?
Во-первых, клиент пришел по сарафанному радио, а в таких проектах чувствуешь себя обязанным оправдать все то, что там про тебя наговорили, даже если это было неправдой, ну или не совсем правдой, а воображением рекомендатора.
Во-вторых, коммуникация по проекту велась исключительно по телефону, без зумов, телемостов и гуглмитсов. Когда клиент далек от технического прогресса, можно сразу готовить техподдержку к усиленному режиму работы и самому практиковаться в переводе с технического очевидного на рукописно пенсионный.
Все мои гуглтаблицы были заботливо распечатаны на черновичках, заполнены вручную и отправлены мне в формате фото, сделанного без вспышки и дополнительного освещения в районе 16:00 в осенне-зимний период.
У меня еще мама любит такие фотографии делать с подписью “Смотри, как красиво”, жаль, что так и не получается оценить всей красоты. Мамочка, очень тебя люблю,ты лучший фотограф и никого не слушай!
Никакого онлайн-заполнения, естественно, а это время на расшифровку инфы, ее оцифровку, распределение по коллегам и передача им, в общем, х2.
Отсутствие возможности встречаться в онлайне и коллективно обсуждать блоки, смотря всем вместе на одну картинку, а также записывать все эти встречи, сожрало у нас почти половину времени - на переделки.
Я как проектный менеджер созванивалась с клиентом, мы часа полтора смотрели тот вариант сайта, который есть на данный момент, я фиксировала все правки, отдавала команде, команда их вносила, а клиент... просил вернуть часть обратно.
Ладно кнопки, с 6 блоков сайт вырос до 14, 3 из которых мы потом успешно устранили, потому что “лишнее”. И так 3 круга(
И вот не докажешь ты потом, что обсуждали мы этот блок и договорились, что поменяем цвет кнопки. Из меня пытались сделать дуру дважды, а мне нечего было возразить. На третий раз я настрочила огроменное сообщение в чат с просьбой подтвердить все корректировки. Когда стало понятно, что за базаром в нашем чате следят, количество правок резко сократилось.
Второй пожиратель ресурса - отсутствие референсов от клиента. Ну как отсутствие, они появились потом, в середине проекта, но начали мы без них и четкого понимания, что вообще должно быть на сайте.
Мы, как команда экспертов, продемонстрировали профессионализм: предложили разделы с работами, мастерами, кнопки, призывы к действию, карты и ссылки на мессенджеры, но клиент считал, что призывы не нужны, сертификаты все равно можно купить только в салоне - отказываемся, а фото красивых работ и вовсе 3 штуки - убираем…
В ходе работы над проектом появлялись какие-то примеры сайтов, но когда мы задавали вопрос: “Что именно в этом сайте вам нравится?” - членораздельного ответа не поступало.
Иногда же мы пытались немного продавить клиента, чтобы сделать действительно хороший сайт. Ведь с обратной стороны редко бывает понимание, что сайт не конвертит потому что кнопки не там, где нужно или не того цвета, но потом бросили эту затею и просто корректировали ровно так, как хочет клиент, не копаясь в причинах.
В итоге целый месяц лишней работы, нервов, впустую слитых ресурсов, которые можно было потратить на другие интересные занятия, в том числе и проекты и даже более прибыльные - мы отказывали всем, чтобы только закрыть этот гештальт до НГ, и мы сделали это...
Резюме:
- если чувствуете, что клиент далек от вас в техническом плане (не пользуется мессенджерами, видеозвонками, системой СБП и т.д.) - подумайте, будут ли у вас дополнительные ресурсы и мешок терпения, чтобы этот провал подтянуть или компенсировать;
- если чувствуете, что клиент не имеет четкого представления о результате, который должен получиться на выходе, будьте готовы к бесконечному тесту гипотез и примерке десятков варианта дизайна на любом этапе работы над проектом;
- если чувствуете, что клиент возлагает на вас большие надежды, опираясь исключительно на хвалебные речи рекомендатора, приведите в соответствие ожидание и реальность, чтобы никому потом не было мучительно больно. Если понимаете, что вас и ваши компетенции обрисовали несколько по иному или вовсе не так - имейте смелость отказаться от проекта, вы не должны оправдывать чьи-то ожидания.
Желаю вам лучших проектов!
Ваша Л.