Один из знаковых и самых успешных кинопроектов минувшего года — сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» — завершился (по крайней мере, первый сезон), а количество его поклонников все увеличивается.
Тем более, что за время новогодних каникул с работой режиссера Жоры Крыжовникова познакомилась добрая половина российских зрителей.
Однако с ростом аудитории, множатся всевозможные обсуждения и споры. И пока одна часть публики разбирает на реалистичные молекулы закрученный сюжет, разучивает тексты новых песен или любуется на молодых актеров, другая — обращает внимание на различные несостыковки в сценарии, на монтаже и замечает «приветы из будущего», иными словами, киноляпы.
И если молодые зрители, раскрыв рты, беспрепятственно впитывают подобные «уроки истории», принимая все за чистую монету, то выросшее во времена СССР старшее поколение обхитрить сложнее — им особенно яростно эти «недочеты» бросаются в глаза.
Поэтому предлагаю познакомиться в некоторыми оплошностями, допущенными авторами при создании ленты о подростковых группировках Казани времен перестройки.
НеЛасковый май
Музыкальная палитра сериала о провинциальной жизни в 80-х богата не только на свеже открытые композиции, но и, конечно же, на советские хиты. Здесь и группа «Кино» с песней «Мы ждем перемен», и «Не забывай» коллектива под названием «Комбинация». И даже такие шлягеры «Ласкового мая», как «Белые розы», «Седая ночь» и «Розовый вечер».
Звучат эти песни в кадре буквально из каждого второго магнитофона, их на наших глазах разучивают и исполняют под гитару или на клавишах герои, под них же танцуют на дискотеках.
Однако посмотревшие «Слово пацана» старожилы утверждают, что в 1989 году никто еще так яро не фанател от голоса Юры Шатунова, и уж тем более, не стал бы отплясывать под его еще «не прогремевшие» композиции. Тогда в моде была «иностранщина» по типу «ABBA», «Modern Talking» или «Depeche Mode». Такая вот «непатриотичная» лирика.
Неактуальные фильмы
Четвертый эпизод сериала ознаменован походом «универсамовских» пацанов в видеосалон, который они позже «перенесли» на собственную территорию. Среди огромного количества полнометражек можно заметить кадры из остросюжетной работы режиссера Бориса Дурова «Пираты ХХ века».
Снятый в 1979 году триллер был на тот момент одной из кассовых кинолент в СССР, которую практически каждый житель страны успел увидеть в кинотеатре. К тому же, в конце 80-х фильм с завидной регулярностью крутили по телевизору. Поэтому разбирающиеся в актуальности держатели подобных «кинотеатров» не стали бы приобретать отечественный боевик, да и за его просмотр навряд ли кто-то бы захотел платить.
Более того, тогда популярностью в видеосалонах пользовались «редкие» западные ленты, с которыми трудно было познакомиться в советских реалиях. Например, «Робокоп» (1987), «Змея в тени орла» (1978) или «Костоломы возвращаются» / «Костоломы нападают снова» (1979) — названия которых упоминают главные герои сериала в своем расписании кинопоказов.
Привет из компьютерного будущего
Перед тем, как один из главных героев многосерийной драмы Андрей (Леон Кемстач) «сдает» имена своих «универсамовских» друзей, он играет на предмете «непозволительной роскоши» — компьютере. К тому же, цветном. Откуда такое «великолепие» появилось в кабинете у обычного майора милиции Ильдара Юнусовича (Антон Васильев) — одним реквизиторам известно.
К слову, во втором эпизоде отчетливо виднеется серийное название машины: «Atari 1040 STe». Появилась эта модель как раз в 1989 году и, соответственно, стоила баснословных сумм в валюте — около 1 тысячи долларов и выше. Такие технологические «вливания», если и совершались, то в первую очередь в НИИ или университеты, либо на передовые заводы. Районное отделение казанской полиции точно «не потянуло» бы подобный ПК. Тем более, сразу после мировой «презентации».
Желто-синяя милиция
Следующую ошибку авторов в милицейском «оснащении» можно назвать уже отсылкой к прошлому.
Яркая расцветка была отличительной чертой советского спецтранспорта. С 1953 года милицейские автомобили приобрели синий кузов с красной полосой посередине, а в 1966-ом новоиспеченный глава МВД (и близкий друг Леонида Брежнева) Николай Щелоков «перекрасил» машины правоохранителей в желтый с синим.
Однако с наступлением экономически нестабильных 80-х действующий тогда министр внутренних дел Вадим Бакатин отменил дорогостоящую желтую краску, утвердив и по сей день актуальную бело-синюю цветовую схему. И дело было в 1988 году.
Новомодная «зебра»
Заметили «нарушения» в своей специфике и автолюбители. Зрители обратили внимание на современную дорожную разметку, обозначающую пешеходный переход.
Советская «зебра» представляла из себя белые полоски, иногда в сочетании с расположенными по бокам белыми ромбиками или квадратиками. Нам же показали желто-белые полосы, появившиеся на российском дорожном полотне с 2014 года.
Современные многоэтажки
Ровные ряды привычных советскому глазу 5-этажных «хрущевок» в кадре частенько нарушают современные новостройки. Да, дома с большей этажностью появлялись в нашей стране уже к началу 70-х. Но тут иной случай.
Стоит отметить, что основная часть многосерийной драмы снималась в Ярославле. Поэтому горожане без труда узнали восьмиэтажное строение, призывно возвышающееся на экране в одной из сцен.
Этот дом (на фото), располагающийся по адресу: пр-кт Дзержинского, д. 27, корп. 2, был введен в эксплуатацию лишь в 2015 году. А сколько еще «вневременных» построек выросло на задних планах — и сосчитать трудно.
Пластиковые окна
Высокоскоростное создание «Слова пацана» не позволило авторам исключить попадание в кадр и пластиковых окон. Если попробовать посчитать их, точно можно сбиться — от новеньких стеклопакетов и застекленных в пол балконов буквально рябит в глазах на общих уличных планах. Но, что поделать. Зато, это точно не павильонная съемка.
Сигареты
Очередные временные несостыковки можно заметить во время сцен с курением (курение вредит вашему здоровью). В частности, бросается в глаза пачка «Camel» в руках Вовы «Адидаса» (Иван Янковский).
Эта табачная марка не была редкостью в СССР, однако предупреждающих о вреде курения устрашающих иллюстрациях наши сограждане не знали до 2013 года — именно тогда и было изменено оформление табачных изделий.
Свитер «Адидаса»
Костюмеры сериала, безусловно, не зря едят свой хлеб. Но, если продолжить пристально вглядываться в образ все того же главы ОПГ «Универсам», можно увидеть надетый «навыпуск» дорогостоящий свитер в ромбик.
Пользователи Сети утверждают, что подобные предметы гардероба начали возить из Турции в СССР лишь в 1990-х. А значит, и стоила такая одежда приличных денег.
Конечно, согласно сюжету семья Вовы Суворова была весьма зажиточной, поэтому достать заграничную «фирму» раньше всех труда не составляло. Однако не заправлять рубашку или свитер в брюки и даже в джинсы было недопустимым даже у пацанов с района. Но, как говорится, модные законы им тоже не писаны.
Голова моя, кудрявая
Еще одним модным «упущением» стали прически. Бесспорно, стрижки «под ноль» или пышные усы — самые узнаваемые мужские тренды тех лет после «спортивок». Тогда как у женщин на пике популярности была химическая завивка волос.
Однако героини сериала почему-то «проигнорировали» эти новомодные образы. За исключением мамы Марата — Диляры (Светлана Смирнова-Кацагаджиева), и девушки Вовы — Наташи Рудаковой (Елизавета Базыкина). Юные школьницы, конечно же, не в счет.
В школу, как на праздник
Немного прогадали создатели «Слова пацана» и со школьной формой. А именно с образом Айгуль (Анна Пересильд). Главная героиня почему-то посещает учебные занятия исключительно в белом фартуке — праздничном варианте одежды для школьниц. Будничный вид школьной формы девочек включал в себя черный или коричневый фартук. И остальные девочки в эпизодах соблюдают этот дресс-код.
Дипломат вместо школьного портфеля в руках Айгуль также не укрылся от зорких зрительских глаз. Семья девочки роскошной жизнью не отличалась, поэтому любая школьная сумка из кожзама смотрелась бы куда «роднее» образу простой школьницы.
Хотелось бы отметить, что все перечисленные киноляпы практически ничтожны в том объеме работ, который осуществили авторы сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Более того, подобные «придирки» никаким образом не влияют на сюжет и его восприятие. За чередой событий даже не обращаешь внимание на подобные несоответствия в предлагаемой «эпохе».
Однако, почему бы зрителям не потребовать от, и без того спорного, но «культового» или даже «знакового» проекта года предельной достоверности?
Подписывайтесь на канал «Кино с Мари» — будем вместе следить за топовыми проектами отечественного и зарубежного кинематографа.