Найти в Дзене
ДПИ

Ещё пара аргументов против возвращения "бумажного" черчения в программу средней общеобразовательной школы

На эту тему написал уже три статьи, получил массу комментариев, и за и против, в общей сложности их более тысячи. И вот на основе анализа этих комментариев всё объёмнее становится образ сторонников возвращения, и появляются дополнительные контраргументы от противников возвращения. Итак, образ сторонников. Сразу прошу извинить меня за обобщения, признаю, что это образ усреднённый, не все такие. Но подавляющее большинство, к сожалению. Самое первое, что бросается в глаза - сторонники возвращения черчения в школьную программу высказываются в основном агрессивно и бескультурно, сходу обзываясь. Большинство "аргументов" на уровне "а мне черчение нравилось" или "мне в жизни очень пригодилось" и дальше перечисляется, как именно пригодилось: оформлять стенгазеты чертёжными шрифтами (но при чём тут черчение?), рассчитывать количество кирпича в стене (в черчении нет расчётов площади, это с геометрией попутали), работать инженером в солидной фирме (вот прямо со школьной скамьи на работу инженер
Работа за кульманом. Прошлый век. Или позапрошлый.
Работа за кульманом. Прошлый век. Или позапрошлый.

На эту тему написал уже три статьи, получил массу комментариев, и за и против, в общей сложности их более тысячи. И вот на основе анализа этих комментариев всё объёмнее становится образ сторонников возвращения, и появляются дополнительные контраргументы от противников возвращения.

Итак, образ сторонников. Сразу прошу извинить меня за обобщения, признаю, что это образ усреднённый, не все такие. Но подавляющее большинство, к сожалению.

Самое первое, что бросается в глаза - сторонники возвращения черчения в школьную программу высказываются в основном агрессивно и бескультурно, сходу обзываясь. Большинство "аргументов" на уровне "а мне черчение нравилось" или "мне в жизни очень пригодилось" и дальше перечисляется, как именно пригодилось: оформлять стенгазеты чертёжными шрифтами (но при чём тут черчение?), рассчитывать количество кирпича в стене (в черчении нет расчётов площади, это с геометрией попутали), работать инженером в солидной фирме (вот прямо со школьной скамьи на работу инженером, или всё же в институте научили?), хороший почерк, моторика рук, аккуратность по жизни и т.п. навыки, многие из которых вообще не имеют никакого отношения к школе, их прививают родители. Но большинство сторонников школьного черчения даже не пытаются аргументировать, ограничиваясь молчаливыми дизлайками, штук по тридцать за один раз - видать, именно такая моторика у них и развита, соответствующая уровню интеллекта, при полном отсутствии способности к аргументации.

Второе, что режет глаз - комментируют, явно не попытавшись прочитать статью. Спрашивают про образование автора, хотя информация о нём в первом абзаце, да и в закреплённом комментарии тоже. То есть, люди не привыкли "семь раз отмерять и один раз отрезать", они сходу, не вникая, несут отсебятину, не соответствующую теме статьи, опираясь в суждениях на мельком прочитанный заголовок и на комментарии себе подобных, на стадный инстинкт. В отношении большинства таких "сторонников" черчения я очень сомневаюсь, что они понимают разницу между черчением и геометрией, а если и понимают, то считают настоящим черчением только то, которое соответствует их специализации, и постоянно спорят между собой по этому поводу, выясняя, кто из них больший спец. Похоже, это люди с какой-то психической проблемой, которую они компенсируют самовнушением, что всё у них с интеллектом хорошо, и ищут себе оппонентов, чтобы самовозвыситься над ними. В психологии это так и называется - компенсаторный механизм. Не клиника, конечно, но симптоматично.

Третье, плавно вытекающее из второго - при том, что речь в статьях о программе средней общеобразовательной школы и ненужности возвращения в современную школу той архаичной формы обучения черчению, которая была в Союзе, комментаторы обвиняют оппонентов в ретроградстве и ненависти к черчению вообще. То есть, вернуть стандарт прошлого и даже позапрошлого века - это, по их мнению, прогрессивно и своевременно, а вот компьютеры и специальные программы, по их мнению - просто ненужная игрушка, от которой дети тупеют. Они не понимают, что компьютер - современный инструмент, а не игрушка, по своим детям судят обо всех остальных, но при этом называют себя опытными инженерами, якобы работающими на современном производстве, и почти в каждом таком комментарии утверждение, что "каждый инженер должен уметь и знать". Спору нет, инженеры должны иметь специальные знания, но при чём тут школьная программа? Инженеров должны готовить в ВУЗах. Ну, это если всерьёз готовить, а не делать вид, что готовим инженеров со школьной скамьи.

Можно ещё дополнять и дополнять этот образ сторонников возвращения "бумажного" черчения в школу, основанный на комментариях, но и этого достаточно. Приведу аргументы против возвращения черчения в школу от тех, кто профессионально с черчением связан, и при этом обходится без перехода на личности оппонентов, что уже само по себе говорит о достаточно высоком уровне интеллекта.

Итак, первое - чтобы обучать такой специфической дисциплине, как черчение, нужны правильно подготовленные специалисты. Учителей физики, химии, литературы, географии т.д. - их готовят в педагогических ВУЗах, именно для преподавния этих дисциплин в средней школе, по единой программе. А вот учителей черчения, так же как и учителей ОБЖ/НВП, технологии/трудов, основ духовной культуры или как её там - их специально в ВУЗах для преподавания в средней школе не готовят, это всё обычно случайные люди, педагогического образования не имеющие, взятые для укомплектования кадрами или просто по блату, в ущерб более подготовленным специалистам. В лучшем случае это педагоги других специальностей, взявшие дополнительные часы ради денег. Потому что отношение к этим предметам, как к необязательным, дополнительным. И отношение не на уровне дирекции школы, а на уровне федерального министерства образования, которое по сей день не наладило подготовку квалифицированных преподавателей средней школы по этим предметам.

Преподавателей школьного черчения готовили только на худграфе при пединститутах, или в художественных училищах на педагогических отделениях, и автор в худучилище получил специальность "преподаватель рисунка, живописи и композици", а также черчения, но оно даже в дипломе отсутствует, поскольку не является основным. Подготавливают ли сейчас преподавателей черчения в художественных учебных учреждениях, после отмены школьного черчения в 90-х? Вряд ли. То есть, когда черчение вернётся в школу, его будут преподавать или художники, которым черчение не интересно, потому как давалось в довесок, или инженеры, которые не нашли себя в своей специальности и вынуждены хоть в школу на полставки устроиться (хорошие ли это инженеры?), или вовсе любой технарь или считающий себя таковым. В любом случае расчитывать на полноценное обучение черчению в средней школе не приходится.

Второе, исходя из первого - черчение в школе будет преподаваться "для галочки", но формально оно будет создавать предпосылку для ВУЗов о том, что якобы в школе чему-то уже научили, поэтому черчение будет присутствовать на вступительных экзаменах в обязательном порядке. Даже сейчас в некоторых технических ВУЗах при поступлении требуется сдавать черчение, но потом это будет обязательно для всех. И на экзаменах будут общие требования к абитуриентам, имевшим разные возможности для обучения. Кого-то в школе черчению обучал бывший токарь, кого-то художник, кого-то инженер, технолог швейного производства, электронщик и т.д. То есть, уровень подготовки к экзамену по черчению будет заведомо неравный, и талантливый абитуриент может не поступить, потому что не у того учился. Или поступят все, но придётся переучивать со словами "забудьте всё, чему вас учили в школе".

Так надо ли возвращать черчение в школьную программу сейчас, пока ещё не подготовлены профессиональные учителя черчения?

В качестве факультатива - почему бы и нет. Или в гимназиях с техническим уклоном. Но не во всех школах и не всех детей подряд, иначе это может вызвать неприязнь к техническим наукам или даже слом психики детей, которых угораздит попать не к профессиональному педагогу, а случайному технарю с завышенным самомнением, компенсаторным механизмом и тп. "прелестями", описанными в начале этой статьи.

Начало дискуссии:

Возвращать черчение в школьную программу - ошибка

Кто пролоббировал возврат черчения в школу?

В каком виде черчение было бы полезно в школьной программе, а в каком бесполезно и вредно