Владимир Дёмин – художник-абстракционист, активно участвующий в различных проектах, член Евразийского художественного союза, Международной федерации (IFA, UNESCO), Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, почётный член Международной Академии Современных Искусств.
В активе художника 10 персональных и более 100 групповых выставок.
Творческий путь в искусство начался с детства, с художественной школы. Был юношеский опыт – непродолжительное обучение в художественном училище Богородской фабрики игрушки (сейчас это Богородское художественно-промышленное училище). Но потом, после школы и службы в армии Владимир поступил в Московский текстильный институт им. А. Н. Косыгина на факультет прикладного искусства.
Дипломную работу Владимир Дёмин выполнил в паре с одногруппником А. Косяком – гобелен ручной работы 300 см*150см, и этот гобелен стал украшением кафедры композиции, висел в интерьере, как лучшая работа выпускников.
После окончания ВУЗа, Владимира распределили в аспирантуру на кафедру композиции, где он проработал 3 года. Но затем начались 90-е и жизнь всей страны кардинально переменилась.
Работу в институте пришлось сменить на художественный кооператив и выполнение коммерческих заказов. Владимир принимал участие в оформлении интерьера ресторана «Россиянка», театра «На Трифоновской», кафе Московского радиотехнического института и других объектов.
Но уже тогда он увлекся абстракцией и стал создавать нестандартные полотна.
«Вершина одиночества» - одна из любимых работ художника. Эта картина была написана в 1993 году, в сложный период, и стала откликом на финансовые сложности и бессмысленность «работать в стол», без перспективы успешно выставлять и продавать картины. Не было уверенности в завтрашнем дне, мир рушился, охватывала тревога и на полотна художника выплескивалась тоска, застыв иносказательным красноречивым образом.
«Маяк» – работа 1993., это абстрактная метафора, отражающая переломное время. Землистый колорит, хаотичные формы, словно всплески волн, колыхающие уплывающую из-под ног реальность. А в противовес – столп маяка – мощная аллегория ориентира и надежды.
«Рождение звезды» - работа 1997 года. По словам автора, его тогда «мучил «квадрат Малевича», и в ответ решил создать небольшой цикл квадратных работ». Это одна из первых картин серии, написанная по вдохновению. Абстракционизм прекрасен тем, что будит воображение зрителя, побуждает угадывать образы, выстраивать свои ассоциации и объяснения картин. И уже цветные пятна превращаются в символы: темно-синие треугольники – это проекция «Черного квадрата» Малевича, но над ним, из хаоса нагромождений вспыхивает и разгорается ясный Свет.
Постепенно спонтанность образов и цветовая экспрессия оттачивалась, выстраивался более сложный ассоциативный ряд и новые работы Владимира Дёмина приобретали авторскую колористическую пластику.
Путешествие на юг в 1999 г. стало источником вдохновения, появилась картина «Незабываемое лето». Обыденный пейзаж трансформировался в прообраз абстракции, взяв от первоисточника только колорит и общее впечатление. Всё остальное – это уже переосмысление, личное ощущение и отношение художника. Его метафизическое восприятие.
Владимир всегда работу начинает с эскиза.
Это могут быть рисунки карандашом, поисковые этюды в цвете, аппликации или работы в смешанной технике – идеи разные, материалы тоже. Но видение гармонии, композиционное и пластическое решения остаются едиными в своей выразительной авторской манере.
Ему присуща жажда поиска и смелость в освоении новых путей, открытий и экспериментов, ради воплощения в материале ярких образов, витающих в воображении. Общение, посещение выставок коллег и насмотренность становятся благодатной почвой для расширения своего творческого диапазона. Так, работа «Трансформация цвета» — это отголосок впечатлений от выставок конструктивистов 20-х годов. В итоге появился картина в новом формате. «Трансформация цвета» — это визуализация физического явления преломления луча на спектральные составляющие, и одновременно – философское осмысление быстротечности мгновения, хрупкости, неустойчивости и мимолётности мира. Искушенный зритель в ней видит даже символ портала.
Работа написана очень быстро, на вдохновении, как выплеск впечатлений от общения с художником-абстракционистом Юрием Мироновым. Владимир Дёмин в этом произведении пользовался широкой кистью (флейцем) для создания сложного фона с плавными переходами цвета, как в акварели. Но сам сюжет, композиция и многомерность – это уже в его авторской манере – тонко, сложно и живописно.
"Осень" - картина-трансформер. С первого взгляда сразу считывается пейзаж, но при более внимательном рассмотрении зритель попадает в мир иносказаний, где живописный образный язык формирует понимание сюжета. Здесь вертикали – символы деревьев, лаконичные блоки цвета – это горы, а сложная линейная цветная композиция в центральной части – это поникшие ветви с облетающей осенней листвой. Загадочный, манящий пейзаж, в теплых тонах с нотками в миноре. Очень тонко передано настроение, пронизанное легкой грустью.
Постепенно оттачивалось умение интерпретировать обыденность и создавать на холстах свой личный мир, насыщенный сложными многоцветными сочетаниями, выразительными формами и ускользающими, растворяющимися в недосказанности образами. В этом, наверно, и кроется магия полотен Владимира Дёмина – в завораживающей игре форм, смелых композиционных решениях и тонких, мастерских цветовых сочетаниях, которые хочется рассматривать и искать свои ассоциации.
Иногда Владимир Дёмин работает в ограниченной палитре.
Картина «Суфийский танец» - полностью абстрактная аллегория, выраженная на языке ритма, лаконичных сдержанных пятен, передающих общее впечатление. Суфийский танец – это ритуальный танец дервишей, одетых в белоснежные широкие юбки, развевающиеся при движении. Сакральный символ танца – получение и передача божественной энергии. Композиция Владимира Дёмина, словно сотканная из тысячи нитей, ассоциируется с образом путанных блужданий и сложной дорогой к Богу.
"На пути к звездам" - одна из недавних работ. Это художественное предположение, фантазия или размышления о непознанном, о тех мирах, до которых нам пока не дотянуться. Это философия синтеза макро- и микромиров, где все относительно. Художник, а через него и зритель, видят иной мир, сложенный из пазлов – то ли кристаллов минералов, то ли ветвей растений, россыпи искр, вспыхивающих в преломленном свете, или это незнакомая нам структура, но такая гармоничная и прекрасная в своем единстве и многообразии!
«Праздник в городе» - яркая мажорная композиция, ассоциирующая с молодой Страной Советов, с конструктивизмом и с современным миром. Но это – точно о России и даже – о Москве.
Творчество Владимира Дёмина искусствоведы относят к ассоциативному романтизму, так как он черпает вдохновение в природных мотивах – растительности, пейзажах и городской геометрии. Но он уходит от прямого отражения реальности, пропуская через себя зрительные образы и строит личный идеальный мир, сотканный из обобщений и стилизаций, замешанный на символике цвета и доведенной до совершенства, элегантной композиции.
С другой стороны, его работы можно отнести к интуитивной абстракции, так как все сюжеты рождаются в подсознании и это – плод воображения художника и его личных ощущений. В то же время, язык такой абстракции оперирует образами, интуитивно считывающимися зрителями, что делает искусство понятным.
Абстракция, по мнению аналитиков, сегодня один из главных трендов современного искусства в мире, который будет только развиваться в ближайшие десятилетия. Но вектор развития этого направления меняется в сторону экспрессии, к попытке максимально передать чувства, что позволяет сделать именно интуитивная абстракция.
В живописи Владимира Дёмина естественно переплетаются эмоциональность и спонтанность ощущений с интеллектуальной логикой изобразительных и пластических целей. Поэтому его абстракции притягивают зрителей своей эстетикой, цепляют и дарят целую гамму эмоций.
Работы художника находятся: в Серпуховском историко-художественном музее г. Серпухова Московской области; в Музее Русской культуры г. Москвы; Российском фонде культуры г. Москвы; частных коллекциях: России, Австрии, Канады, ФРГ, Англии, США, Турции, Таиланда, Голландии.
Владимир Дёмин награждён золотой медалью Международной Академии Современных Искусств за участие в Арт - проекте "Город человека будущего", куратор Леонид Феодор - Заслуженный художник РФ, президент Российского отделения Евразийского Художественного Союза, член-корреспондент Международной Академии Современных Искусств.
Подписывайтесь и будьте в курсе:
1) Аккаунт в VK - здесь проходят трансляции и публикуются фотографии: https://vk.com/eurasianartunion
2) Аккаунты в Telegram: @artunions (https://t.me/artunions), @eurasianarts (https://t.me/eurasianarts)
3) Новости и пресс-релизы проектов Евразийского Художественного Союза: https://dzen.ru/id/61360f59a287c73b32a51bcf
4) Журнал "Арт-Биография": https://dzen.ru/id/6135d1972c4bc965da7ad2a9
5) Журнал "Победители" - здесь публикуются все лауреаты конкурсов и выставок: https://dzen.ru/id/5e4a3d3ae1f3c67ff238c947
6) Официальный сайт Евразийского Художественного Союза: https://eurasianartunion.com/
7) Ссылка на вступление в члены Евразийского художественного союза: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
8) Расписание и формы регистрации на проекты: https://artdata.pro/index.php/ru/schedule
Автор текста: Алена Ковалева,
руководитель информационного отдела Евразийского Художественного союза (ЕХС), руководитель секции "Художественное слово", куратор