Представьте на мгновение, что вы являетесь обладателем крайне редкой и красивой фамилии – практически единственной в своем роде, и, кроме вас, ни у кого больше такой фамилии нет. Логично предположить, что вам бы очень хотелось сохранить сию редкость, а по возможности подарить ее своим детям и внукам. Только…вот незадача: в вашей семье рождаются исключительно девочки, а мужчины, за которых они, спустя какое-то время, выходят замуж, отказываются сохранять, а уж тем более брать «девичью» фамилию жены.
И, в принципе, их тоже можно понять: в конце концов, они являются продолжателями своего рода, своей фамилии – зачем им чужая, хоть и редкая?! Поэтому в определенный момент становится очевидным неутешительный факт: скорее всего, ваша редкая и необычная фамилия, коей вы так дорожите, канет в лету... если, конечно, не будут предприняты решительные меры по ее сохранению.
Данный пример с фамилией как нельзя лучше характеризует ситуацию, связанную с караимами - поистине уникальным и самым малочисленным народом на земле, представителей которого по всему миру насчитывается менее 2000. Понимая всю плачевность своего положения, караимы, тем не менее, не бьют тревогу и не кричат на каждом углу, что их, как и амурских тигров в мире осталось всего ничего, и нужно предпринимать решительные меры для их спасения.
Напротив, они твердо уверены, что их гордый и сильный народ не исчезнет с лица Земли, а станет только сильнее. Так давайте же узнаем чуть больше о том, кто же такие караимы и чем они, собственно, живут и дышат.
Итак, этнические караимы являются представителями тюркской группы алтайской семьи народов, изначально проживавших на территории между Черным и Каспийским морем. Позже караимы переселились в Крым, поэтому сегодня их частенько называют именно «крымскими караимами», хотя немногочисленные представители этого народа сегодня проживают и в Литве, и в Польше.
Вообще само слово «караим» (семитский корень «kara», то есть «читать», так что «караим» дословно - это «тот, кто читает Священное Писание) имеет сразу два значения: во-первых, им называют этническое меньшинство, то есть народ, а, во-вторых, оно обозначает религиозную принадлежность.
Ну а исповедуют караимы, как нетрудно догадаться, свою собственную религию – караимизм, которая, к слову, также является монотеистической религией, то есть основанной на учении об одном (едином) Боге. У караимов не существует посредников между Творцом и обычным человеком (проще говоря, никаких тебе священников и духовных наставников); нет у них и исповеди, поскольку каждый человек сам отвечает перед Всевышнем за все свои поступки. Их жизнь регулируется при помощи кодекса, состоящего из Десяти заповедей, и люди, которые действительно следовали им, исторически считались порядочными, честными и благопристойными.
Современные караимы, хоть и продолжают придерживаться заповедей, являются скорее людьми светскими, нежели религиозными, а все потому, что исповедовать караимизм по всем канонам иногда мешает недостаток или полное отсутствие кенасс – молитвенных домов, что-то вроде наших храмов и церквей. Но так было далеко не всегда.
До революции 1917 года этих самых кенасс в Российской Империи было превеликое множество, и караимам никто не мешал придерживаться тех религиозных взглядов, к которым они привыкли. Более того, согласно царскому указу, караимов приравняли в религиозных правах к христианскому населению и даже разрешили свободно перемещаться по стране и селиться в городах.
А когда в Российском Империи началось активное развитие табачной промышленности, караимы проявили себя не только как отличные производители табака, но и отменные купцы. К концу 19 века половина всего табачного производства России принадлежала именно представителям этого крошечного народа!
Вольготное и сытое время для караимов, как, впрочем, и для представителей других религиозных конфессий, закончилось аккурат после революции, когда новая власть выступила сразу против всех существующих на тот момент религий. Так что караимам, дабы не подвергать свою жизнь опасности, приходилось всячески скрывать свои религиозные взгляды и нередко по чистой случайности вступать в смешанные браки. А это, как вы понимаете, не слишком приветствовалось в караимских общинах.
Согласно религиозным убеждениям, караимом человек становился по праву рождения – перейти в караимизм нельзя. Смешанные же браки были допустимы только в одном единственном случае, если человек ради замужества с представителем другой веры покидал общину. Однако эти довольно строгие правила имели и позитивный эффект: благодаря их соблюдению караимам на протяжении всей своей истории удавалось сохранять свою уникальность и идентичность.
Ну а что касается традиционных внутриобщинных браков, то замуж представительницы караимов выходили очень рано, в возрасте 13-14 лет, и крайне редко по любви. Чаще всего, пару своим детям находили родители, а сами молодые могли впервые увидеть друг друга только в день свадьбы. Собственно, весьма распространенная история, не находите?!
При вступлении в брак составлялся брачный договор, в который вшивалась крупная золотая монета. Это делалось для того, чтобы рано овдовевшая женщина, лишившаяся единственного добытчика, не умерла с голода. И еще один нюанс: так как караимы – народ крайне малочисленный, то практически все женихи и невесты приходились друг другу родственниками.
Ну а помимо свадебных церемоний, в культуре караимов нашлось место и другим праздникам и торжествам. Так, к примеру, осенью, во второй половине сентября, все караимы отмечают День отпущения грехов (Бошатлых), во время которого, по канону, необходимо поститься, молиться и просить Создателя об отпущении грехов. Когда-то молиться и соблюдать пост необходимо было целые сутки, однако сегодня современные караимы обходятся непродолжительным чтением молитвы.
Весной же караимы празднуют Пасху (Тымбыл хыджы), которая считается семейным праздником. В пасхальный день принято читать отрывки из Священного Писания, где рассказывается об Исходе из Египта, и подавать к столу горькие специи, запеченное мясо и яйца. А вот хлеб на закваске употреблять в пищу запрещается на протяжении семи дней. Зато вместо него готовятся пресные лепешки из муки и воды.
Да и в целом, если касаться традиционной кухни караимов, можно отметить, что в ней преобладают блюда из пшеничного теста и мяса. Самым известным караимским блюдом считаются кибины – приготовленные в печи или духовке пирожки с мясом. Раньше в качестве начинки использовалась исключительно баранина, однако сейчас, как альтернатива, применяется говядина или индейка, но ни в коем случае не свинина.
Иногда кибины заменяются кюбитенем – большим мясным слоеным пирогом, который готовится по схожей рецептуре, но выигрывает в объеме. Ну а запивается все это дело крупником - традиционным алкогольным напитком караимов, состоящий основном из липового меда, спирта, сахара и настоя из более 10 различных трав и кореньев.
Однако помимо уникальной религии и самобытной культуры, караимов, на фоне прочих малых народов, выделяла их бесконфликтность. По сути, караимы не представляли особого интересна, а, следовательно и угрозы, ни для соседних народов, ни для правящей верхушки. Безобидные, заинтересованные исключительно в своем быте караимы, не участвовали в политической жизни региона, в котором проживали, и не вели борьбу за власть.
За это их считали очень надежными и нередко назначали в качестве личной охраны правителей. Также караимы говорили на тюркском языке, который был чем-то похож на татарский, поэтому они считались неплохими переводчиками и нередко помогали во время переговоров с крымским ханом.
И, кстати, о языке. Караимы, как и любой уважающий себя, пусть и малый народ, обладает собственным языком, относящимся к кыпчакской группе тюркской языковой семьи, из-за чего некоторые лингвисты сравнивают его с турецким.
Безусловно, определенная схожесть есть, но только лишь потому, что новые слова в турецком и караимском языках образуются по одинаковой модели, а вот порядок слов отличается: в этом плане на караимский синтаксис оказали сильное влияние славянские языки. Раньше оригинальный караимский язык использовался исключительно для повседневного общения, однако сегодня на нем проводятся и немногочисленные литургии.
В настоящее время в мире насчитывается порядка 2000 представителей этого народа. В Польше и Литве проживают около 300-350 караимов, еще 730 – в Крыму (в основном, в Симферополе и Евпатории), остальные разбросаны по миру - некоторые семьи живут в Германии, Великобритании, Канаде или США.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше контента и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Увидимся в следующей статье!