Как такой настоящий Герой? Как мне кажется, я только что нашел того человека, который без единой доли сомнения достоин этого почетного звания, и именно так и должен выглядеть самый настоящий Герой!
В это сложно поверить, но когда его имя появилось на мемориальной плите Аллеи Славы, тот из-за своей скромности, и, конечно же, из-за непонимания того, почему его работу называют Геройской (ведь, по его мнению, он делал только то, что что был должен), он просил убрать его имя с той самой плиты.
Но самое интересное, что этот уникальный человек делал на поле боя... Как раз об этом я и хотел вам сегодня рассказать.
Человек обычно старается оказаться там, где как можно больше комфорта, безопасности и приятных возможностей. И как можно меньше напрягов и проблем. Но всегда есть люди, для которых жизнь – это в первую очередь преодоление препятствий. Они как раз стремятся на самые сложные места и в наиболее горячие точки. И жизни не мыслят без побед и подвигов.
Именно таким человеком оказался Григорий Сергеевич Кириченко. Непреодолимости он любил больше любого «релакса». А чтобы гарантированно с ними справляться, он в самом буквальном смысле использовал танк, и только если его не было – БМП.
Как же сложилась судьба настолько уникального человека?
От призвания – не уйти
Тягу к чему-то мощному, непреодолимому, прочному и всесокрушающему Григорий чувствовал чуть ли не с детских лет. Потому что перед абсолютно обязательной в советские времена срочной службой уже успел поработать на производстве. И не где-то – а в литейном цеху. Поэтому не удивительно, что когда его призвали, его призванию дали шанс. И определили в танковую часть на территории Чехословакии.
И как только Кириченко «оседлал» танк, стало ясно – вот оно, дело всей его жизни. Так что срочная служба прошла на «ура», а Григорий к моменту демобилизации был уже самым настоящим сержантом. И останавливаться на достигнутом не собирался. Продолжением службы уже на профессиональном уровне стала школа прапорщиков, где он поставил свое увлечение на новый уровень – стал обучать вождению этой тяжелой техники других.
Разумеется, мимо участия в афганской битве он тоже не сумел пройти. Причем его роль там тоже банальной не была – он обеспечивал проведение советских колонн с оружием, продуктами питания и всем прочим по территории страны. А в свободное от боевых заданий время продолжал учить обращению с танками – на этот раз уже афганских военных.
Конфликты, разгоравшиеся на территории Нерушимого союза и более позднего СНГ, тоже не прошли без его участия. После Афгана Кириченко нес службу в уже неспокойном Узбекистане, потом встал на защиту русского населения в период, когда Таджикистан захлестнула гражданская битва. Так что к началу чеченских сражений он был уже исключительно подготовленным и опытным воином. И ему как раз исполнилось 40 лет.
Отчаянные ситуации требуют отчаянных танкистов!
Ситуации, в которых оказывался Кириченко в Чечне, были на редкость непростыми – но он решал проблемы не просто успешно, а в своем фирменном стиле.
Так, в самый последний день уходящего 1994-го года он участвовал в операции вступления войск в Грозный. Она проводилась одновременно силами четырех колонн, и полк, в котором служил Григорий, заходил в город с севера. Он не был в первых рядах – его БМП был в распоряжении службы техпомощи. Однако если бы не он – день для многих закончился бы намного печальнее, чем это случилось по факту...
Когда городской центр был практически в двух шагах – по танкам колонны начался шквальный огонь сразу отовсюду. Экипажи получили команду «полный назад» для передислокации - но далеко не все были обучены правильно действовать после нее. Порядок следования оказался разваленным напрочь, несколько БМП перевернулось, атакованные танки вспыхивали. Казалось, на спасение шансов попросту нет.
И их бы не было – если бы не Кириченко. Оценив ситуацию и расположение стрелков в окружающих постройках, Григорий втиснул свой БМП в первый же попавшийся дворик, разнес самую опасную огневую точку, а затем выбрался и начал собирать и вывозить раненых в десантном отсеке своей бэ-эм-пэшки, а погибших – сверху, на броне.
Сделав первый рейс, он все равно не успокоился. Его машина возвращалась на улицы снова и снова – пока не передали медикам последнего из тех, кто был ранен во время обстрела. Все были в полном шоке – потому что в госпиталь герой сумел доставить аж 68 раненых, в числе которых был и полковник А. Ярославцев – он командовал 81-о полком. А также вывез с поля боя 28 погибших.
И ведь эта история вовсе не была в его биографии единственной.
Приятно осознавать, что отечественные танкисты не упускают возможности помочь попавшим в неприятности соотечественникам и доставить раненых к ближайшей точке медицинской помощи. В прошлом году один из танкистов Западного военного округа был удостоен медали «За отвагу» как раз за то, что в бою прикрывал раненых корпусом машины для их спокойной перевязки, а потом вывозил из боя на своей броне - ссылка.
На волосок от вечности
Думаете, это все? Нет! Это только начало, ведь буквально через несколько дней, 2-го января, машина Кириченко помчалась на выручку бойцам своего полка, а заодно – и 131-й Майкопской бригады, которые вместе оказались в ловушке на улицах Грозного. Однако сами оказались втянутыми в уличный бой, в ходе которого БМП Григория атакующие сумели отрезать от основного состава колонны. В ответ экипаж уничтожил огневую точку врага – но нужно было выбрать новый маршрут движения.
А правильный выбор внутри машины сделать было невозможно – для оценки обстановки и ориентации нужен был простор. Команда выбралась наружу и устроила блиц-совещание в рядом расположенном здании. Но противник сумел отыскать саму БМП и уничтожил ее. А в ходе боя дом, где укрылись бойцы, попал под шквальный обстрел, и Григорий был тяжело ранен.
Его сумели довезти до врачей и спасти, и в госпитале он провел много времени. При этом даже не подозревал, что сослуживцы, обнаружив его в хлам разнесенный БМП, сочли его погибшим и того даже представили к Звезде Героя. Причем инициатива такого награждения исходила от начальника того госпиталя, куда Кириченко на днях сумел доставить из пекла почти семь десятков раненых российских солдат.
Тот факт, что Григорий сумел уцелеть, только добавил инициаторам энтузиазма – и через год Кириченко получил высшую награду из рук самого президента, Бориса Николаевича Ельцина.
В это сложно поверить, но даже при таких почестях герой оставался скромным: в его честь в поселке дислокации его части, в Рощинском, установили на Аллее Славы мемориальную плиту – так он пытался добиться того, чтобы ее убрали. Можете себе это представить?
Как мне кажется, что именно такие Герои как Григорий Сергеевич и заслуживают максимальной славы и уважения, ставьте палец вверх и подписываетесь на канал, если считаете так же, ну и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, разумеется.
Поддержим нашего сегодняшнего Героя добрым словом в комментариях, уверен, ему будет очень приятно!
Обязательно посмотрите мои следующие, не менее интересные материалы на схожие темы: