Археологические находки позволяют говорить, что шаманы существовали уже в мезолите.
В местечке Бад-Дюрренбург, Германия, найдено женское захоронение, которое датируется примерно 7000 годом до н. э. Умершая была захоронена в согнутом вертикальном положении и в невероятном головном уборе с рогами оленя.
Ряд генетических аномалий в скелете может свидетельствовать о том, что умершая могла входить в особое невропатологическое состояние и общаться с миром духов. Сдавливание определенного нерва ограничивало приток крови к мозгу, что могло приводить к галлюцинациям.
Другой пример возможного шаманского захоронения находится в Хилазон Тахтит в Израиле и датируется примерно 10 000 г. до н. э.
Ученые определили, что из-за деформированного таза захороненная женщина волочила ногу. Древние люди считали, что человек с подобными аномалиями наделен способностями к предсказаниям и целительству. Вместе с ней были захоронены 50 панцирей черепах, отдельные части дикого кабана, орла, коровы, леопарда, двух куниц и ступня, принадлежавшая другому индивидууму. Видимо, животные были духами-проводниками, сопровождавшими шамана по различным сферам мира предков.
Большое количество шаманских захоронений обнаружено в России – на Онежском озере и в Сибири. Они отличаются от остальных захоронений каменного века вертикальным положением (сидя) лицом на запад, а не восток, интенсивно засыпаны охрой: в них найдены многочисленные зубы бобра, медведя, волка (видимо, украшали одежду умершего), кости птиц, жезлы, изображения змей.
В 1988 г. в гроте на Камне Дождевом (р. Чусовая) были найдено неолитическое погребение мужчины, к брюкам которого были нашиты костяные подвески в виде уточек (5 на одной штанине, 4 - на другой).
В мифологии северных народов именно птица (утка, гагара) участвует в творении земли. Птица на мировом древе всегда является представителем верхнего мира и всегда противопоставляется хтоническим животным (от греч. хтонос - земля, почва), представляющим нижний мир - змеям, рыбам, выдрам, бобрам.
В одной из могил на стоянке Усть-Тартас в Новосибирске археологи обнаружили около 50 длинных клювов крупных птиц (журавли или цапли), собранных в задней части черепа человека, образуя, возможно, воротник халата или головной убор.
Самым захватывающим предметом в этом захоронении взрослого человека была пара очков, состоящая из бронзовых полусфер со слегка выпуклыми маленькими круглыми отверстиями наверху, и бронзовая перемычка, удерживающая их вместе, которая лежала прямо рядом с черепом мужчины.
Внутри полусфер исследователи обнаружили следы органического вещества, следовательно, они полагают, что это могла быть погребальная маска или головной убор.
Использованная литература
Сериков Ю.Б. Шаманские погребения Зауралья
The Earliest Shamans: 4 Discoveries of Mesolithic Shamanism
Researchers in Siberia find extraordinary Bronze Age shaman burials