"России нельзя дать победить в конфликте, поскольку в противном случае она захватит мировой рынок зерна и поставит страны ЕС в жёсткую зависимость". Об этом заявил завсегдатай бара "Голубая устрица" и новоиспечённый глава французского МИД месье Стефан Сежурне.
Проблемы европейских аграриев давно уже день вчерашний. Теперь к континентальной Европе присоединились и островные соседи. Колёсную технику на марш протеста выкатили в Шотландии. И пусть к ЕС эта "британская провинция" отношения не имеет, но всё же все они там, как поёт Бутусов: скованные одной цепью.
А вот в России итоги прошлого года вновь показали рекордные цифры и в части сбора, и экспорта зерновых. Однако с прошлого года российская экспортная корзина в части зерновых начинает претерпевать некоторые существенные изменения. И в этом явно прослеживается доктринальный подход. То самое: продукт с высокой добавленной стоимостью.
Так за прошлый год Россия экспортировала 1,2 млн. тонн муки. Не так чтобы много, если сравнивать с объёмами зерна. Однако эта цифра является рекордной в новейшей истории России и тенденция к её увеличению вероятно сохранится и в наступившем 2024 году. Но дело даже не в этом.
Сама конъюнктура рынка при определённой поддержке государства толкает производителей увеличивать производственные мощности. Разумеется, такой подход требует формирования команды профессионалов, обеспечивающих весь цикл. От непосредственного производства продукта, до организации логистики и установления торговых отношений с партнёрами.
Основные рынки сбыта готовой продукции (помимо России, разумеется) сегодня расположены в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Однако многие производители с большим интересом смотрят на некогда сытые рынки наших соседей с западного крыла Евразийского континента.
Голод не тётка и по мере того как привычные там уклады постепенно рушатся, а действующее правительство не спешит уделять внимание критически важным для населения секторам экономики (а АПК безусловно один из таких), при этом рентабельность производственных процессов балансирует на грани, а где-то и валится ниже ватерлинии. Словом, опасения французского шалуна отнюдь не такие уж беспочвенные. Особенно, если представить снятие барьеров для российского экспорта.
Говорят, отголоски российского гимна уже сейчас можно услышать в хрусте французской булки, но что будет дальше?
Европейский рынок выгоден нам прежде всего географически. Развитая инфраструктура и близость. Помимо денег. Конечно, бизнес всегда (до тех пор пока сохраняется актуальность) будет пристально следить за возможностью поставлять продукцию туда. И даже в нынешних "особых" условиях найти российские товары на полках тамошних магазинов не составит большого труда. И всё же основная ставка сделана на более дружественные рынки. Благополучный арабский мир, всепоглощающий запад и голодная Африка
Феминизм по-русски.
Вот здесь и проявляется одна из форм господдержки, реализуемая (кроме прочего) через программы "Российского экспортного центра" под эгидой "Сделано в России".
К слову! За 2023 год количество не сырьевых экспортёров продукции из России выросло на 15% и превысило 70 тыс. Любопытно, что всё больше женщин заходит не только на поляну бизнеса, но и в такой специфический сектор, как экспорт. Так число женщин-экспортеров в России в 2023 году выросло на 28% — до 21 тысячи. Т.е. уже чуть менее трети от общего числа. Такой вот "феминизм по-русски".
Откуда у них деньги?
Одна из причин по которой страны ЕС являются приоритетной целью по умолчанию - у них есть деньги! Двигаясь от обратного и рассуждая о бедных странах Африки принято считать, что несмотря на многочисленное население стран рынки эти бесперспективно, ведь там сплошная нищета.
На этот счёт хорошую тему поднял известный дизайнер Тёма Лебедев (кто не в курсе, вся навигация московского метро это работа его студии). Озвучив вопрос: откуда берутся покупатели в нищих странах?
Вот, например, развалился СССР. Все нищие. Денег нет. И тут куча народа отваливает в Китай за товаром и наполняет им рынки. Вопрос: а откуда у народа деньги, чтоб эти товары покупать?
Или взять сегодняшнюю Африку. Возьмем самую <глубокую дыру>. И там обязательно будет рынок. Вопрос, а кто на этом рынке покупает? Откуда у них деньги?
Пример и опыт России 90-х лучше всего подходит. Ведь именно в тот период многие сделали большие капиталы отнюдь не на приватизации и получении контроля над ресурсами. А массовыми поставками продукции повседневной необходимости. Взять хотя бы Олежку Тинькова и его "Техношок", а после пельмени "Дарья". Задолго до однофамильного банка.
Полки магазинов наполнились, но большая часть этих товаров имели иностранное происхождение. Позднее производились из иностранного сырья под иностранным брендом. От одежды, до масла и рыбы. И несмотря на все трудности, кризисы и невзгоды - это успешно продавалось.
Отсутствие возможностей и стремление экономить меняет условия выбора продукта. Есть - уже хорошо! К слову, всё это ещё далеко не угроза, но вполне уже реальная перспектива и для наших соседей с западного крыла.
Лишившись возможности производить самостоятельно - уже не до "молекул свободы" в продукте. Есть - уже хорошо. Ну а мы умеем ждать. Не понравилась газовая игла? Нет проблем. Может быть тогда мука зайдёт лучше? Ну, а если нет - Америка вам обязательно поможет!
Спасибо за внимание к публикации.
Жмите "палец вверх", если время прошло не зря!
Делитесь своими мыслями в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812